Иннокентий Анненский: биография, творческое наследие

1855 - 1909


Судьба поэта Анненского Инокентия Федоровича (1855-1909) уникальна в своем роде.

Он издал свой первый поэтический сборник (и единственный при жизни) в возрасте 49 лет под псевдонимом Ник.
Поэт поначалу собирался озаглавить книгу «Из пещеры Полифема» и выбрать псевдоним Утис, означающий в переводе с греческого «никто» (Одиссей так представился циклопу Полифему). Позднее сборник получил название «Тихие песни». Александр Блок, который не знал, кем был автор книги, посчитал сомнительной такую анонимность. Он писал, что поэт как будто хоронит лицо под маской, которая заставила его затеряться среди множества книг. Возможно, в этой скромной затерянности следует искать слишком уж «болезненный надрыв»?

 
Происхождение поэта, юные годы

Будущий поэт появился на свет в Омске. Родители его (см. на фото ниже) вскоре перебрались в Петербург. Иннокентий Анненский в автобиографии сообщал, что детство его прошло в среде, в которой соединялись помещичьи и бюрократические элементы. Он с юных лет любил заниматься словесностью и историей, ощущал антипатию ко всему банально-ясному и элементарному.

Первые стихи

Иннокентий Анненский стихи начал писать довольно рано. Поскольку понятие «символизм» в 1870-е годы было еще неизвестно ему, он считал себя мистиком. Анненского привлекал «религиозный жанр» Б. Э. Мурильо, испанского художника 17-го века. Он старался этот жанр «оформлять словами». Молодой поэт, следуя совету старшего брата, который был известным публицистом и экономистом (Н. Ф. Анненский), решил, что до 30 лет не стоит публиковаться. Поэтому поэтические опыты его не были предназначены для печати. Иннокентий Анненский стихотворения писал для того, чтобы отточить свое мастерство и заявить о себе уже в качестве зрелого поэта.
 
Обучение в университете

Изучение античности и древних языков в университетские годы на время вытеснило сочинительство. Как признавался Иннокентий Анненский, в эти годы он не писал ничего, кроме диссертаций. «Педагогически-административная» деятельность началась после университета. По мнению коллег-античников, она отвлекала Иннокентия Федоровича от научных занятий. А сочувствующие его поэзии полагали, что она мешала творчеству.
 
 Дебют в качестве критика

Иннокентий Анненский дебютировал в печати как критик. Он опубликовал в 1880-1890-е годы целый ряд статей, посвященных главным образом русской литературе 19-го века. В 1906 году появилась первая «Книга отражений», а в 1909-м — вторая. Это собрание критики, которое отличается импрессионистичностью восприятия, уайльдовским субъективизмом и ассоциативно-образными настроениями. Иннокентий Федорович подчеркивал, что он лишь читатель, а вовсе не критик.
 
 
Переводы французских поэтов

Анненский-поэт своими предтечами считал французских символистов, которых охотно и много переводил. Кроме обогащения языка их заслугу он видел также в повышении эстетической чувствительности, в том, что они увеличили шкалу художественных ощущений. Значительный раздел первого сборника стихов Анненского составили переводы французских поэтов. Из русских ближе всего Иннокентию Федоровичу был К. Д. Бальмонт, который вызывал благоговение у автора «Тихих песен». Анненский высоко ценил музыкальность и «новую гибкость» его поэтического языка.
 
Публикации в символистской прессе

Иннокентий Анненский вел довольно уединенную литературную жизнь. В период натиска и бури он не отстаивал право на существование «нового» искусства. Не участвовал Анненский и в дальнейших внутрисимволистских спорах. К 1906 году относятся первые публикации Иннокентия Федоровича в символистской прессе (журнал «Перевал»). Фактически его вхождение в символистскую среду состоялось только в последний год жизни.
 
 
Последние годы

Критик и поэт Иннокентий Анненский выступал с лекциями в «Поэтической академии». Он также являлся членом «Общества ревнителей художественного слова», которое действовало при журнале «Аполлон». На страницах этого журнала Анненский опубликовал статью, которую можно назвать программной, — «О современном лиризме».
 
Посмертный культ, «Кипарисовый ларец»

Широкий резонанс в кругах символистов вызвала его скоропостижная смерть. У Царскосельского вокзала умер Иннокентий Анненский. Биография его завершилась, однако творческая судьба после смерти получила дальнейшее развитие. В среде молодых поэтов, близких к «Аполлону» (в основном акмеистической ориентации, которые упрекали символистов за невнимание к Анненскому), начал складываться его посмертный культ. Через 4 месяца после смерти Иннокентия Федоровича вышел второй сборник его стихов. Сын поэта, В. И. Анненский-Кривич, который стал его биографом, комментатором и редактором, завершил подготовку «Кипарисового ларца» (сборник был назван так потому, что рукописи Анненского хранились в кипарисовой шкатулке). Есть основания считать, что авторской воле отца он следовал не всегда пунктуально.
 

Иннокентий Анненский, стихи которого при жизни не пользовались большой популярностью, с выходом «Кипарисового ларца» обрел заслуженную славу. Блок писал, что эта книга проникает глубоко в сердце и объясняет ему многое о нем самом. Брюсов, который и раньше обратил внимание на «свежесть» оборотов, сравнений, эпитетов и даже просто слов, которые были выбраны в сборнике «Тихие песни», отметил уже как несомненное достоинство невозможность угадать у Иннокентия Федоровича двух следующих строф по первым двум стихам и конец произведения по его началу. Кривич в 1923 году опубликовал в сборнике под названием «Посмертные стихи Ин. Анненского», оставшиеся тексты поэта.
 
Своеобразие

Лирический герой его — человек, который разгадывает «постылый ребус бытия». Анненский подвергает тщательному анализу «я» человека, которое хотело бы быть целым миром, разлиться, раствориться в нем, и которое замучено сознанием неизбежного конца, безысходного одиночества и бесцельного существования.
 

Стихам Анненского неповторимое своеобразие придает «лукавая ирония». По словам В. Брюсова, она стала вторым лицом Иннокентия Федоровича как поэта. Манера письма автора «Кипарисового ларца» и «Тихих песен» — резко импрессионистическая. Ассоциативным символизмом назвал ее Вячеслав Иванов. Анненский считал, что поэзия не изображает. Она лишь намекает читателю на то, что нельзя выразить словами. Сегодня творчество Инокентия Федоровича получило заслуженную известность. В школьную программу включен такой поэт, как Иннокентий Анненский. «Среди миров», анализ которого задают проводить школьникам, — пожалуй, самое известное его стихотворение. Заметим также, что кроме стихов он написал четыре пьесы в духе Еврипида на сюжеты его утерянных трагедий.
Тема: Биография Анненского Иннокентия Федоровича