Вы понимаете, что я не критик, я простой читатель.
Я два года назад познакомилась с первым стихотворением
Валентина Воробьёва и сразу же поняла, что его стихи — это образец, к которому нужно стремиться. Я настоящая поклонница его творчества. Мне очень захотелось поразмышлять над его стихами, поделиться своими мыслями с теми, кто захочет почитать мой трактат. Уверена, что мои чувства и мысли найдут отклик в ваших сердцах, что вы, вспомнив все достоинства его произведений, вслед за мной признаете его замечательным поэтом (у нас почему-то привыкли называть всех "авторами"), а кто-то откроет для себя этого интересного, незаурядного поэта.
Самым важным, самым значительным и замечательным направлением в творчестве
Валентина Воробьёва является эпическая поэзия. Его поэмы — образец разнопланового, сложного творения.
В поэмах образ ЛГ и образ автора неразделимы, и речь всегда будет идти об авторе.
Вот они-то, эти интереснейшие, в моём понимании, поэмы и являются моими самыми любимыми произведениями.
Я очень люблю лирику этого поэта во всём многообразии тем, она для меня как глоток родниковой воды после привычных рифм, повторяющихся образов. Но я с головой погружаюсь в содержание поэм, ожидая встречу с прекрасным. Каждая из них — это особенная хрустальная грань таланта. Почему хрустальная? Переливается радужными чувствами. Одна не похожа на другую, в каждой есть, чему удивиться, чем восхищаться, есть возможность получить эстетическое удовольствие.
Поэма «
БОЖЕСТВЕННЫЙ РОМАН».
http://litsait.ru/stihi/poyemy/bozhestvennyi-roman.html
Стоит только начать читать её, и уже нельзя оторваться. Вас увлечёт романтика и необычная чувственность и нежность виртуальной любви. Каждое слово, желание прикосновения, бессонница, трепетное волнение, ожидание встреч ( чтобы мигал заветный огонёк любви приветом) — обо всём рассказано так искренне и достоверно, что непроизвольно переживаешь за героев романа, сочувствуешь им; искренне жалеешь, что Бог ( в поэме достаточно места отводится рассуждениями о Боге) не соединил их, не помог им в любви, не сделал до конца счастливыми. А, может быть, это так должно и быть, ведь у неё любимый муж, а у него жена.
Много деталей, которые заставляют нас поверить в реальность происходящего.
Но о том, что эта любовь не приведёт героев друг к другу, сказано в начале поэмы: « Нас Бог не создал друг для друга…» Всё запрограммировано… судьбой.
Поэма
«ДОМ НА УЛИЦЕ ЛЕСНОЙ» http://litsait.ru/stihi/poyemy/dom-na-ulice-lesnoi.html
— повествование. Кажется: бытовая, повседневная жизнь, обычная жизнь без поэзии, наполненная заботами и трудом, совсем не поэтическая вещь. И только таким талантливым людям, как В. Воробьёв, дано и в привычном найти поэзию — поэзию человеческих, добрых отношений между близкими людьми. Автор доверительно и трогательно, неторопливо и убедительно ведёт рассказ о младшем брате, об их мужской братской любви друг к другу, о взаимопомощи и выручке, о взаимопонимании.
Особое место занимают рассуждения о Боге (который раз мы с этим сталкиваемся, значит, поэта волнует тема существования Высшего разума). Автор оказывается между двух мнений: брат полностью отдаётся вере, старается убедить неподдающегося его аргументам брата в необходимости признавать Бога. По-другому рассуждает случайно встреченный им человек: он активно доказывает, что ничего нет хуже, чем вера в рай, ад, Бога. Очень похоже, что этот мужичок — какой-то бес из мелких, он всего-навсего служка, подсобник в пекле.
Все встречи с фантастическими существами в произведениях В. Воробьёва всего лишь сон. Им является и встреча со словоохотливым невзрачным мужичком. Сон несёт в себе большую смысловую нагрузку.
В финале, автор ни в чём не уверен, он готов признать Божественное начало всего.
"
КАЙ И ГЕРДА »
http://litsait.ru/stihi/poyemy/kai-i-gerda.html
Поэт — активный творческий человек с прекрасным воображением. Он отрицает скучную действительность. Уверенный в силе своего слова, повелевает открыть ему двери в волшебную страну. Всё у него получается: по «заснеженным ручьям» попадает туда, «где солнце золотое отдыхает по ночам», где «диво вместе с детством», где «сказочные страны», где «волшебные сны», где сказочные герои.
Мы с радостью отправляемся за автором в мир, знакомый нам с детства, мир загадочный и странный, но притягательный; где всегда зима и холод — царство Снежной королевы.
Лейтмотивом поэмы является уверенность автора в том, что в любом месте, в любых условиях обитания, даже там, где вечный холод спасением является ЛЮБОВЬ.
Надо сказать, что вера в волшебную силу этого прекрасного чувства, проходит во всех произведениях В. Воробьёва красной нитью.
« ПЕРЕМЕНЫ » http://litsait.ru/stihi/poyemy/peremeny.html
Автор нам даёт возможность вместе с ним посмотреть на жизнь взглядом стороннего наблюдателя: так будут заметнее все перемены, происходящие вокруг и в нас самих. Возрастные изменения влияют на восприятие окружающей действительности
Одиночество — это неуютное чувство, когда не только грустно самому, но и природа слезливая, серая, безрадостная. Автор в одиночестве старается понять суть жизни. Этим желанием увлекает читателя вслед за собой.
Мы следуем и видим, что появилась жизненная усталость, изменился взгляд на творчество: не до стихов, — исчезла восторженность молодости, уверенность в успехе. Автор отказался от мысли, что поэзия вознесёт его на Парнас; спокойней стал относиться к славе, даже безразлично.
Он погружён в будни. Но в нём живо понимание значимости каждого своего шага: каждый пройденный шаг рождает в мире перемены. Всякий из нас является активным деятелем в меняющемся мире.
Есть и здесь линия любви — жизнь не существует без неё, поэтому во всех произведениях В. Воробьёва есть достаточное количество строк для прославления этого чувства. Правда, сейчас он удручён, может, поэтому и грустно: любимая в больнице. И его будоражат во сне воспоминания о трепетном и всепоглощающем чувстве.
Всё приходяще, всё изменчиво. Вечна только настоящая любовь .
И вот, наконец, то, что мне кажется замечательным изобретением незаурядного, в высшей степени талантливого поэта: его, наверное, единственная в современной литературе пародия на библейскую легенду, так называемый, бурлеск. Что это такое?
«Бурлеск» — это тип комической стилизации известного жанра, построение комического образа путём применения его к несоответствующему тематическому материалу. Это сближает бурлеск с пародией, наслаждение возникает из неожиданной нелепости, как, например, из того, что низшему придан облик высшего, или наоборот. Комизм бурлеска строится на том, что серьёзное содержание выражается несоответствующими ему образами и стилистическими средствами, а «возвышенные герои» классической античной либо классицистической (реже — средневековой) литературы оказываются как бы «переодетыми» в шутовское чуждое им одеяние» ( из интернета)
В 20-м веке отказались от этого жанра, в современной литературе я тоже не нашла примера.
Неуёмная фантазия и творческое горение В. Воробьёва искали выход. И нашли: поэт нарушил, отмёл понятия «модно – немодно» и выдал необыкновенное по форме и удивительно забавное по содержанию произведение комической стилизации.
Бурлеск
«СОТВОРЕНИЕ МИРА» http://litsait.ru/stihi/poyemy/sotvorenie-mira.html
Работа заняла много времени, приходилось переделывать, изменять, додумывать, но результат поразительный! Мне, как читателю, кажется, что произведение далось легко и быстро. Сюжет весёлый, шутливый, язык лёгкий, образный — читать одно удовольствие. Кажущаяся лёгкость — это главное достоинство произведения, показатель незаурядности поэта.
Композиция произведения:
ПРОЛОГ. необходим для того, чтобы пояснить, что предшествовало созданию бурлеска. Виновницей стоит считать даже не Музу, незвано явившуюся к нему в постель в тот момент, когда он почти засыпал рядом с Библией.
Но вот тишину квартиры
Нарушил какой-то звук,
И муза с уставшей лирой
В испуге замолкла вдруг.
Автору пришлось отказаться ото сна, сесть в кресло и записывать все слова, что ему диктовал чей-то "заплечный" голос:
А голос бубнил заплечный;
И вот уже путь Земной
Мой гость, то ли ангел вечный,
А то ли сверчок запечный,
Представил как путь иной.
Надиктовал он ему многовато, целых 35 глав. В них уместилась вся библейская история. Видно, что "посетитель" любил пошутить, поэтому произведение получилось весьма оригинальным, комичным. В нём нет злого обличения, спора, а есть добрая улыбка, подтрунивание над героями.
Вот уж где поэт смог развернуться, изобразив героев так, как ему хотелось, увязав богатый пласт лексики разных стилей в эту замечательную историю.
Итак, поэт силой своего воображения переносит читателей в далёкое-далёкое время, когда «Над бездной тёмной и зловещей носился бестелесный дух». Главные и единственные действующие лица на данном этапе Бог-Отец и бесёнок.
Бог-Отец немного ленив, благодушен, полностью безынициативен, но добр (если не рассердить), доверчив, легко управляем, часто грустит, ничто человеческое ему не чуждо ( попытался Еву, такую красотку, оставить себе, Адама же одного выгнать из рая на проклятую им Землю); его угнетает сознание своего бессмертия, о чём он искренне горюет, из-за чего даже впадает в депрессию:
А жизнь не бежит – течёт.
Лениво течёт, как Волга,
Как жарких пустынь пески.
Бессмертие – это долго,
И не умереть с тоски.
Бессмертье – такая гадость,
Что лучше не жить совсем.
Бес определён автором в помощники Богу. Он резвый, расторопный, хитрый, изворотливый, не всегда честный, проныра, себе на уме, носитель множества идей, иногда очень хороших.
Это с его подачи, из-за недовольства холодной тьмой вокруг, Бог произносит заветное: «Да будет Свет!»; отделил ночь ото дня; сотворил что-то такое, на что можно было бы «присесть»; герои с головой погружаются в процесс обживания новой реальности, создания уюта. Получился, действительно, Божественный рай: цветы, редкие деревья, красивые птицы, животные мирно проводят досуг рядом друг с другом.
Самое красивое место без живого существа не имеет смысла
Нет границ фантазии беса и Бога в сотворении человека. Теперь, по мнению беса, будет от кого услышать Богу слова благодарности. Самому Создателю не приходило в голову желание слышать от кого-то такие слова.
В течение нескольких глав идет работа над созданием человека, а потом и женщины для него.
Вот так, а никак иначе,
Во славе Своих идей
Бог мудро решал задачи,
Когда создавал людей
Господь хлопотал над Евой,
Солонку совал под нос.
Бес рядом на лапке левой
Огромный держал поднос.
Но в образ женщины бес тайно вложил такое, что привлекает и очаровывает мужчин до сих пор. С особенным чувством благодарности бесу даю отрывок:
Вечерней звезды коснулся,
Свет лунный совал в мешок,
На землю опять вернулся –
И вытряхнул всё в горшок.
Угля накопал в трясине,
Истёр его в порошок,
Накапал индиго сини –
И вытряхнул всё в горшок.
Прибавил туда горчицы,
Да перца сыпнул с вершок,
Нарвал белены, душицы –
И вытряхнул всё в горшок.
Разбавил росой медвяной,
Добавил нектар с цветов.
И вот он – хмельной и пряный,
Бесценный раствор готов!
Эта смесь предназначалась женщине. Все качества от беса она сохранила и до наших дней.
Произведение замешано на юморе. Всех достоинств поэтической речи не перечислить, но главное: простота, богатство устойчивых оборотов:
«И будто всему виною дороги и дураки», «ужин отдай врагу», «немало съел собак», «как тестя любимый зять», «как в Греции, всё здесь есть», « поплакать в жилетку», «душу излить кому» и т. д.
Здесь мало описания, повествования, в основном, это диалог героев. Речь живая, остроумная, лексика самая разная: от возвышенных слов до бытовых. Они не стесняются в выражениях:
«Ну, бес, ну, свиное рыло,
Подумал бы. Нет же — бряк!»
«песни свои лабал», «выдать под зад леща», «чуть не ругнулся матом», холод собачий»…
Обиходная, просторечная лексика нивелирует торжественность события, лишает патетики, возвышенности такое важное событие как СОТВОРЕНИЕ МИРА; придаёт бОльшую комичность всему происходящему. Читатель посмеивается, ухмыляется, смеётся, ибо не получится остаться безразличным, равнодушным к проказам беса, к непредвиденным комическим ситуациям, к взбалмошным героям.
Читатель посмеивается над их общением, удивляется знакомым оборотам, но кажется, что именно из этого произведения они пришли в наш язык, так мАстрски всё обыграно словами.
Неисповедимы Бога
Неведомые пути.
Кто ползать рождён во прахе,
Летает.… Но лишь во сне.
Оркестр выдувает медь».
В занозу малыш полез, –
И лень – всех пороков мать.
Но «всякий совместный труд.
Меняет посредством пота
Того, кто сердит и крут».
И помни, живое Слово
Дано только тем, кто прав.
Лукавая речь – мякина,
Пустые слова – труха,
Покорность всегда невинна,
Строптивость полна греха.
– Осилит свой путь идущ-щий;
Кто ищ-щет, всегда найдёт;
Бездельник, в мечтах живущ-щий,
У моря погоды ждёт.
В то фантастически далёкое время автор составляет меню из самых изысканных блюд и напитков Почитайте, и вы увидите много знакомых вкусностей.Чего там только нет! И ножки Буша, японские суши, украинские зразы, телятинка холодная, трюфель, чёрная икра, сёмга», стерлядка, грог, пивко, болгарская раки.
Кажется, что история заканчивается грустно: Бог выпроваживает людей за ослушание.
А Адам и Ева не считают это наказанием, прощаясь, поют частушки.
Ева
По реке плывут селёдки,
Из воды не кажут нос.
Целовать меня залётке
Очень нравится взасос!
Адам
Вам скажу, в Раю живущим,
Мне ваш Рай не по душе.
Предпочту всем райским кущам
С Евой рай, хоть в шалаше!
Ева:
– Скажем прямо, до Адама
Я девицею была.
А теперь я стала дама
И, как роза, расцвела!
Адам:
– Мы в Раю плод съели сочный,
Нас изгнали в дикий край.
Но теперь я знаю точно:
Там, где Ева, там и рай!
В этих немудрёных куплетах — счастье обретения друг друга, никакого сожаления об изгнании из рая.
Хочется отметить ещё много чего интересного в стихосложении: абсолютно точная ритмика, разнообразие точных рифм (нет нигде созвучия). Примеры с особенными рифмами-омонимами я всё-таки приведу:
Не выбрав иного места,
Поставил его за Печь.
И вот уж готово тесто,
И можно лепить и Печь.
– Конечно, сказать по чести,
Тогда Я был очень Зол.
Ведь ты же не бес, а бестия,
И корень всех бед и Зол
Там солнце светило Ярко,
Сияло средь облаков.
Баран и овечка-Ярка
Обгладывали с боков.
Читая соседке Ели
Стихи про свою любовь.
А ветви, что овцы Ели,
Уже отрастали вновь.
*Слова, написанные с заглавной буквы, омонимы, омофоны.
Было бы неправильно, если бы я не сказала о самом главном герое бурлеска — об авторе. Он ненавязчив, скромен, наблюдает за всем происходящим с заинтересованностью. Только иногда включается в сюжет, оценивает происходящее.
1.Я вновь продолжаю повесть.
Бог сделал всего лишь треть.
Творил Он всегда на совесть,
Чтоб было на что смотреть.
Образчик завидной прыти,
Он двигал земной прогресс.
И был Его первый критик
И верный помощник – бес.
2.А наша Земля вращалась
Во тьме как большой орех,
И всё ей тогда прощалось,
Как тот первородный грех;
Скользила в грязи и глине,
В воде и в пыли веков.
И не было и в помине
Дорог, как и дураков.
3.Уж где Он ходил, не знаю,
Но путь одолел Творец.
И палка Его резная
Истёрлась уже вконец.
Ходил Он в какие дали?
Какие творил дела?…
Сносились Его сандалии,
Но риза была бела.
Ох, как понятно автору поведение Адама, когда он вкусил любовь:
4. О мир сновидений этих,
Ты мне был когда-то люб!
Попался Адам, как в сети,
В горнило зовущих губ.
Или это:
5. Но «всякий совместный труд.
Меняет посредством пота
Того, кто сердит и крут».
Весёленький этот слоган
Я как-то придумал сам.
6.А в небе пылала ало
Их чистой любви заря.
В заключительной авторской оценке поступка Адама и Евы всё, ради чего создавалось произведение:
ЧЕЛОВЕК СОЗДАН ДЛЯ СЧАСТЬЯ!
Последняя глава — эпилог. Она ставит всё на свои места: автор пробуждается в кресле. От неудобной позы всё затекло.
Начинается обычная жизнь в семье. Бытовые детали убеждают в реальности происходящего.
Оказывается, ко всей фантазии автор не имеет никакого отношения. Всё это лишь дивный сон. Присниться может что угодно. Мы за это не отвечаем. Прекрасно, что память у автора отменная: всё вспомнил, всё записал верно и донёс до нас эту фантасгармонию.
На мой взгляд, примечательно ещё вот что: каждая глава заканчивалась рефреном:
В начале же было Слово,
И был Говоривший строг,
И было то Слово у Бога,
И было то Слово – Бог.
Но в самых последних строчках поэт «записывает» слова, которые ему опять же, нашёптывает кто-то… Или своё:
«В начале-то были мысли,
Я Слово сказал потом».
« СОТВОРЕНИЕ МИРА» — совершенно чудесное произведение. Чтобы создать его, надо иметь талант Валентина Воробьёва.
Дорогой отзывчивый читатель, если ты увидишь и другие эпические произведения: баллады, басни, притчи, думы в перечне произведений поэта, не задумываясь, открывай и читай, и удивляйся. Предела удивлению и радости от встречи с настоящей поэзией НЕ БЫВАЕТ!
20 марта 17 года
© Copyright: Нина Колганова, 26 марта 2017
Регистрационный номер № 000230212