Прекрасное рядом!

Анна Ахматова - великая поэтесса серебряного века

Добавлено: 2 апреля 2018; Автор произведения:Юрий Иванов 1209 просмотров
article260511.jpg

Литературное кафе 

Ведущий рубрики: Юрий Иванов


АННА АХМАТОВА. 
«Встречи с замечательными русскими и советскими поэтами, 
а также с поэтами - классиками серебряного века».

Юрий Иванов: Здравствуйте, уважаемые друзья, коллеги и читатели нашего замечательного ЛитСайта!

Сегодня, 02 апреля 2018, я открываю новый проект "Литературное кафе"

новую рубрику: "Прекрасное – всегда рядом!".

Всё мудрое, жизнеутверждающее, одухотворённое, красивое, возвышенное и даже трагичное – не может, ни оставить равнодушным никого из читателей и авторов нашего ЛитСайта.

Прекрасное – всегда рядом. Надо только пристально с открытым сердцем и самозабвенно заглянуть в далёкое прекрасное прошлое. Нам очень дороги традиции и истоки русской словесности, русской литературы и поэзии, в частности. В добрый путь, уважаемые друзья, коллеги и читатели нашего всеобщего дома – ЛитСайта!

Надеюсь, что эта встреча, послужит хорошим примером и уроком для созидания прекрасного, нравственного, духовного и величественного русского поэтического слова.

Вперёд – с Богом!

«Весь предоставленный материал взят из интернета (Википедии)»

 

«Портрет Анны Ахматовой», К.Петров-Водкин

АННА АХМАТОВА 

Анна Андреевна Ахматова (настоящая фамилия — Горенко; 11 [23] июня 1889, одесское предместье Большой Фонтан, Российская империя — 5 марта 1966 года, Домодедово, Московская область, СССР) — русский поэт, литературовед и переводчик, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века.

Её судьба была трагична. Репрессиям были подвергнуты трое близких ей людей: её первый муж, Николай Гумилёв, был расстрелян в 1921 году; третий муж, Николай Пунин, был трижды арестован и погиб в лагере в 1953 году; единственный сын, Лев Гумилёв, провёл в заключении в 1930—1940-х и в 1940—1950-х годах более 10 лет. Горе вдовы и матери «врагов народа» было отражено в одном из наиболее значительных произведений Ахматовой — поэме «Реквием».

Признанная классиком отечественной поэзии ещё в 1920-е годы, Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и травле (включая постановление ЦК ВКП(б) 1946 года, не отменённое при её жизни), многие её произведения не были опубликованы не только при жизни автора, но и в течение более чем двух десятилетий после её смерти. В то же время её имя ещё при жизни окружала слава среди почитателей поэзии как в СССР, так и в эмиграции.

 

БИОГРАФИЯ

Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915), ставшего (после переезда в столицу) коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930), состояла в отдалённом родстве с
Анной Буниной, считающейся первой русской поэтессой. Своим предком по материнской линии Ахматова считала ордынского хана Ахмата, от имени которого впоследствии и образовала свой псевдоним.

В 1890 году семья переехала в Царское Село. Здесь Ахматова стала ученицей Мариинской гимназии, но каждое лето проводила под Севастополем, где за смелость и своенравие получила прозвище «дикая девочка». По её собственным словам:

"Я получила прозвище «дикая девочка», потому что ходила босиком, бродила без шляпы и т.д., бросалась с лодки в открытое море, купалась во время шторма, и загорала до того, что сходила кожа, и всем этим шокировала провинциальных севастопольских барышень."

Вспоминая детство, поэтесса писала:

"Мои первые воспоминания — царскосельские: зелёное, сырое великолепие парков, выгон, куда меня водила няня, ипподром, где скакали маленькие пёстрые лошадки, старый вокзал и нечто другое, что вошло впоследствии в «Царскосельскую оду». Каждое лето я проводила под Севастополем, на берегу Стрелецкой бухты, и там подружилась с морем. Самое сильное впечатление этих лет — древний Херсонес, около которого мы жили."

А. АХМАТОВА. КОРОТКО О СЕБЕ:

 

Ахматова вспоминала, что училась читать по азбуке Льва Толстого. В пять лет, слушая, как учительница занималась со старшими детьми, она научилась говорить по-французски. В Петербурге будущая поэтесса застала «краешек эпохи», в которой жил Пушкин; при этом запомнился ей и Петербург «дотрамвайный, лошадиный, конный, коночный, грохочущий и скрежещущий, завешанный с ног до головы вывесками». Как писал Н. Струве, «Последняя великая представительница великой русской дворянской культуры, Ахматова в себя всю эту культуру вобрала и претворила в музыку».
 

 
Первые стихи Ахматовой начали печататься в разных изданиях с 1911 года, а в 1912 вышел ее первый полноценный поэтический сборник – «Вечер». В 1912 году Анна родила сына Льва, а в 1914 к ней пришла известность – сборник «Четки» получил хорошие отзывы критиков, Ахматова стала считаться модной поэтессой. Протекция Гумилева к тому времени перестает быть необходимой, и в отношениях супругов наступает разлад. В 1918 году Ахматова развелась с Гумилевым и вышла замуж за поэта и ученого Владимира Шилейко. Впрочем, и этот брак был недолгим – в 1922 году поэтесса развелась и с ним, чтобы через полгода сочетаться браком с искусствоведом Николаем Пуниным. Парадокс: впоследствии Пунин будет арестован практически в одно время с сыном Ахматовой – Львом, однако Пунина освободят, а Лев пойдет по этапу. Первый муж Ахматовой, Николай Гумилев, к тому времени будет уже мертв: его расстреляют в августе 1921.

 Своё первое стихотворение она опубликовала в 1911 году. В молодости примыкала к акмеистам (сборники «Вечер», 1912, «Чётки», 1914). Характерными чертами творчества Ахматовой можно назвать верность нравственным основам бытия, тонкое понимание психологии чувства, осмысление общенародных трагедий XX века, сопряжённое с личными переживаниями, тяготение к классическому стилю поэтического языка.

 
 
Жизнь и творчество поэтессы

Основные мотивы лирики и творческий путь А. А. Ахматовой

«Есть три эпохи у воспоминаний», — сказала однажды Анна Ахматова. Ее творческая судьба тоже распадается на три этапа, три биографических круга.

Начало первого — 1912 г. — выход в свет сборников «Вечер» и «Четки». Творчество Ахматовой этого периода связано с акмеизмом, да и позже поэт (Ахматова не признавала определения «поэтесса» по отношению к себе) не отреклась от своей связи с акмеизмом. Лирика первых книг — почти исключительно лирика любви. Стихи-миниатюры были лиричны и внутренне драматичны, иногда даже сюжетны («Смятение»). В ее ранних стихах поражало сочетание нежности, хрупкости чувства с твердостью и отчетливостью стиха. Современники говорили о «загадке» Ахматовой. Любовная лирика ее крайне интимна и предельно откровенна, чувственна. «Поединком роковых страстей» она близка Тютчеву.

Любовь — основной нерв ранней лирики Ахматовой. Она дана в предельных кризисных моментах — взлета и падения, разрыва и встречи, признания и отказа («Как велит простая учтивость…», «Небывалая осень построила купол высокий…»).

Лирика первых сборников передает ощущение непрочности бытия, какой-то неустойчивости. В предреволюционные годы в стихах появляются библейские и исторические ассоциации, все более властно заявляет о себе тема России («Ты знаешь, я томлюсь в неволе»). Для Ахматовой Россия нередко ассоциировалась с Царским Селом, где «смуглый отрок бродил по аллеям», где все было пронизано духом пушкинской поэзии. Ее Россия — это и Петербург — город культуры и державного величия.

Тема Родины, ее трактовка в годы Первой мировой войны отличалась от ура-патриотических взглядов многих поэтов. Ахматова понимала, что война — это убийство, смерть, великое зло. Ее поэзия носит антивоенный, пацифистский характер, покоившийся на религиозной основе («Утешение», «Молитва»).

 
Дай мне горькие годы недуга,
Задыханья, бессонницу, жар,
Отыми и ребенка, и друга,
И таинственный песенный дар —
Так молюсь за твоей литургией
После стольких томительных дней,
Чтобы туча над темной Россией
Стала облаком в славе лучей.

Второй период творчества Ахматовой охватывает годы от революции до конца 1930-х. Поэзия наполняется общечеловеческим содержанием. Все трудные годы разрухи, голода, лишений Ахматова не оставляет Родину, не эмигрирует. В стихах «Мне голос был, он звал утешно…» и «Не с теми я, кто бросил землю…» выражается истинный патриотизм и мужество поэта, считающего позором оставить страну в трудное время:
 
Мне голос был. Он звал утешно,
Он говорил: «Иди сюда.
Оставь свой край, глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда».
Но равнодушно и спокойно
Руками я замкнула слух,
Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух.

В поэзии Ахматовой отразились все трагические противоречия эпохи: разрушение быта, семьи, культуры. В годы гражданской войны Ахматова пишет: «Все расхищено, предано, продано». Несмотря на страшный быт, поэт видит свет. Сила жизни позволяет верить в чудесное будущее, произносить слова благословения новизне и красоте жизни.

1930-е годы оказались порой тяжелых испытаний для Ахматовой: были арестованы муж, сын. Сама она — бывшая жена расстрелянного в 1921 г. «контрреволюционера» Николая Гумилева — жила в ожидании ареста. Все это рождает трагические стихи «Последний тост», «Зачем вы отравили воду…». Главным итогом 1930-х годов явилась поэма «Реквием». Ею Анна Ахматова выполнила свой гражданский долг перед теми, кто в течение долгих месяцев стоял в очереди к тюремному окошку. В поэме передана удушающая атмосфера всеобщего оцепенения. Здесь создан удивительно емкий образ Города, который резко отличается от былого блоковско-ахматовского Петербурга. Теперь это не город красоты и гармонии, а «ненужный» привесок к гигантской тюрьме, в которую превратилась вся страна

 
Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском болтался
Возле тюрем своих Ленинград.

«Реквием» — это плач не только по собственному сыну, но по всем, кого «уводили на рассвете».

В 1940-е годы — в годы Великой Отечественной войны — стихи Ахматовой звучали по радио. «Клятва», «Мужество» пронизаны уверенностью, что «нас покориться никто не заставит», что «мы защитим тебя, русская речь, великое русское слово».

Стихи Ахматовой, собранные в итоговый сборник «Бег времени», элегичны, пронизаны философским отношением к жизни, мудры и величественны. Поэтическим «солнцем» Ахматовой был Пушкин. Она наследует традиции пушкинской поэзии, ее лаконичность, точность, простоту и гармонию.

 

Короткая справка

 Стихотворение «Над водой» было написано в 1911 году, вошло в первый сборник стихов Анны Ахматовой «Вечер», выпущенный в издании «Цех поэтов» в начале марта 1912 года тиражом 300 экземляров.

 
«Над водой»

Стройный мальчик пастушок,
Видишь, я в бреду.
Помню плащ и посошок
На свою беду.
Если встану - упаду,
Дудочка поет: ду-ду!

Мы прощались, как во сне,
Я сказала: «Жду».
Он, смеясь, ответил мне:
«Встретимся в аду».
Если встану - упаду,
Дудочка поет: ду-ду!

О, глубокая вода
В мельничном пруду,
Не от горя, от стыда
Я к тебе приду.
И без крика упаду,
А вдали звучит ду-ду.

Стихи Анны Ахматовой.

x x x

 
Я так молилась: «Утоли
Глухую жажду песнопенья!»
Но нет земному от земли
И не было освобожденья.

Как дым от жертвы, что не мог
Взлететь к престолу сил и славы,
А только стелется у ног,
Молитвенно целуя травы, —

Так я, Господь, простерта ниц:
Коснется ли огонь небесный
Моих сомкнувшихся ресниц
И немоты моей чудесной?

1913
 

Три осени

Мне летние просто невнятны улыбки,
И тайны в зиме не найду.
Но я наблюдала почти без ошибки
Три осени в каждом году.

И первая — праздничный беспорядок
Вчерашнему лету назло,
И листья летят, словно клочья тетрадок,
И запах дымка так ладанно-сладок,
Всё влажно, пестро и светло.

И первыми в танец вступают березы,
Накинув сквозной убор,
Стряхнув второпях мимолетные слезы
На соседку через забор.

Но эта бывает — чуть начата повесть.
Секунда, минута — и вот
Приходит вторая, бесстрастна, как совесть,
Мрачна, как воздушный налет.

Все кажутся сразу бледнее и старше,
Разграблен летний уют,
И труб золотых отдаленные марши
В пахучем тумане плывут...

И в волнах холодных его фимиама
Закрыта высокая твердь,
Но ветер рванул, распахнулось — и прямо
Всем стало понятно: кончается драма,
И это не третья осень, а смерть.

6 ноября 1943 Ташкент
 

x x x

По неделе ни слова ни с кем не скажу,
Всё на камне у моря сижу,
И мне любо, что брызги зеленой волны,
Словно слезы мои, солоны.
Были весны и зимы, да что-то одна
Мне запомнилась только весна.
Стали ночи теплее, подтаивал снег,
Вышла я поглядеть на луну,
И спросил меня тихо чужой человек,
Между сосенок встретив одну:
«Ты не та ли, кого я повсюду ищу,
О которой с младенческих лет,
Как о милой сестре, веселюсь и грущу?»
Я чужому ответила: «Нет!»
А как свет поднебесный его озарил,
Я дала ему руки мои,
И он перстень таинственный мне подарил,
Чтоб меня уберечь от любви.
И назвал мне четыре приметы страны,
Где мы встретиться снова должны:
Море, круглая бухта, высокий маяк,
А всего непременней — полынь...
И как жизнь началась, пусть и кончится так.
Я сказала, что знаю: аминь!


Осень 1916 
Севастополь

x x x

Годовщину последнюю празднуй —
Ты пойми, что сегодня точь-в-точь
Нашей первой зимы — той, алмазной —
Повторяется снежная ночь.

Пар валит из-под царских конюшен,
Погружается Мойка во тьму,
Свет луны как нарочно, притушен,
И куда мы идем — не пойму.

Меж гробницами внука и деда
Заблудился взъерошенный сад.
Из тюремного вынырнув бреда,
Фонари погребально горят.

В грозных айсбергах Марсово поле,
И Лебяжья лежит в хрусталях...
Чья с моею сравняется доля,
Если в сердце веселье и страх.

И трепещет, как дивная птица,
Голос твой у меня над плечом.
И, внезапным согретый лучом,
Снежный прах так тепло серебрится.


1939
 
x x x

Первый луч — благословенье Бога —
По лицу любимому скользнул,
И дремавший побледнел немного,
Но еще спокойнее уснул.

Верно, поцелуем показалась
Теплота небесного луча...
Так давно губами я касалась
Милых губ и смуглого плеча...

А теперь, усопших бестелесней,
В неутешном странствии моем,
Я к нему влетаю только песней
И ласкаюсь утренним лучом.


14 мая 1916
Слепнево

Автобиографическая поэма «Реквием» (1935-40; впервые опубликована в Мюнхене в 1963, в СССР — в 1987) — одно из первых поэтических произведений, посвящённых жертвам репрессий 1930-х годов.
 
РЕКВИЕМ

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.


1961

" В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то "опознал" меня. Тогда стоящая за мной женщина, которая, конечно, никогда не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо (там все говорили шепотом): 

     - А это вы можете описать? 

     И я сказала: 

     - Могу. 

     Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было ее лицом. "

1 апреля 1957, Ленинград


Анна Ахматова — Реквием (Поэма): Стих

Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,
Не течет великая река,
Но крепки тюремные затворы,
А за ними «каторжные норы»
И смертельная тоска.
Для кого-то веет ветер свежий,
Для кого-то нежится закат —
Мы не знаем, мы повсюду те же,
Слышим лишь ключей постылый скрежет
Да шаги тяжелые солдат.
Подымались как к обедне ранней,
По столице одичалой шли,
Там встречались, мертвых бездыханней,
Солнце ниже, и Нева туманней,
А надежда все поет вдали.
Приговор… И сразу слезы хлынут,
Ото всех уже отделена,
Словно с болью жизнь из сердца вынут,
Словно грубо навзничь опрокинут,
Но идет… Шатается… Одна…
Где теперь невольные подруги
Двух моих осатанелых лет?
Что им чудится в сибирской вьюге,
Что мерещится им в лунном круге?
Им я шлю прощальный свой привет.

Вступление

Это было, когда улыбался
Только мертвый, спокойствию рад.
И ненужным привеском качался
Возле тюрем своих Ленинград.
И когда, обезумев от муки,
Шли уже осужденных полки,
И короткую песню разлуки
Паровозные пели гудки,
Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

1

Уводили тебя на рассвете,
За тобой, как на выносе, шла,
В темной горнице плакали дети,
У божницы свеча оплыла.
На губах твоих холод иконки,
Смертный пот на челе… Не забыть!
Буду я, как стрелецкие женки,
Под кремлевскими башнями выть.

2

Тихо льется тихий Дон,
Желтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень,
Видит желтый месяц тень.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна.

Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

3

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
4

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…

5

Семнадцать месяцев кричу,
Зову тебя домой,
Кидалась в ноги палачу,
Ты сын и ужас мой.
Все перепуталось навек,
И мне не разобрать
Теперь, кто зверь, кто человек,
И долго ль казни ждать.
И только пыльные цветы,
И звон кадильный, и следы
Куда-то в никуда.
И прямо мне в глаза глядит
И скорой гибелью грозит
Огромная звезда.

6

Легкие летят недели,
Что случилось, не пойму.
Как тебе, сынок, в тюрьму
Ночи белые глядели,
Как они опять глядят
Ястребиным жарким оком,
О твоем кресте высоком
И о смерти говорят.

Приговор

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

А не то… Горячий шелест лета,
Словно праздник за моим окном.
Я давно предчувствовала этот
Светлый день и опустелый дом.

К смерти

Ты все равно придешь — зачем же не теперь?
Я жду тебя — мне очень трудно.
Я потушила свет и отворила дверь
Тебе, такой простой и чудной.
Прими для этого какой угодно вид,
Ворвись отравленным снарядом
Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,
Иль отрави тифозным чадом.
Иль сказочкой, придуманной тобой
И всем до тошноты знакомой,-
Чтоб я увидела верх шапки голубой
И бледного от страха управдома.
Мне все равно теперь. Клубится Енисей,
Звезда Полярная сияет.
И синий блеск возлюбленных очей
Последний ужас застилает.

9

Уже безумие крылом
Души накрыло половину,
И поит огненным вином
И манит в черную долину.

И поняла я, что ему
Должна я уступить победу,
Прислушиваясь к своему
Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего
Оно мне унести с собою
(Как ни упрашивай его
И как ни докучай мольбою):

Ни сына страшные глаза —
Окаменелое страданье,
Ни день, когда пришла гроза,
Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,
Ни лип взволнованные тени,
Ни отдаленный легкий звук —
Слова последних утешений.

Распятие

Не рыдай Мене, Мати,
во гробе зрящия.

Хор ангелов великий час восславил,
И небеса расплавились в огне.
Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

Магдалина билась и рыдала,
Ученик любимый каменел,
А туда, где молча Мать стояла,
Так никто взглянуть и не посмел.

Эпилог

I

Узнала я, как опадают лица,
Как из-под век выглядывает страх,
Как клинописи жесткие страницы
Страдание выводит на щеках,
Как локоны из пепельных и черных
Серебряными делаются вдруг,
Улыбка вянет на губах покорных,
И в сухоньком смешке дрожит испуг.
И я молюсь не о себе одной,
А обо всех, кто там стоял со мною,
И в лютый холод, и в июльский зной
Под красною ослепшею стеною.

II

Опять поминальный приблизился час.
Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что едва до окна довели,
И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что красивой тряхнув головой,
Сказала: «Сюда прихожу, как домой».

Хотелось бы всех поименно назвать,
Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров
Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,
О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,
Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня
В канун моего поминального дня.

А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его

Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов
И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь
Забыть громыхание черных марусь,

Забыть, как постылая хлопала дверь
И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век
Как слезы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,
И тихо идут по Неве корабли.


ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ :

   Первые наброски «Реквиема» относятся к 1934 году. Сначала Ахматова планировала создать лирический цикл, который через некоторое время был переименован в поэму. Наиболее плодотворно она работала над поэмой в 1938—1940 годах и вернулась к ней позже, в 1960-е годы. Ахматова сжигала рукописи «Реквиема» после того, как прочитывала людям, которым доверяла (в частности, Лидии Чуковской). Поэма существовала лишь в памяти самых близких лиц, заучивавших строфы из нее наизусть.

    В 1960-е гг. «Реквием» начал распространяться в самиздате. В 1963 году один из списков поэмы попал за границу, где впервые был опубликован полностью (мюнхенское издание 1963 г.).

Полный текст «Реквиема» был опубликован лишь в 1987 году в Перестройку, в журналах «Октябрь» № 3 и «Нева» № 6. Теперь поэма входит в общеобязательную школьную программу.

                Последний опубликованный сборник Анны Андреевны датируется 1924 годом. После этого ее поэзия попадает в поле зрения НКВД, как «провокационная и антикоммунистическая». Поэтесса тяжело переживает невозможность публиковаться, много пишет «в стол», мотивы ее поэзии меняются с романтических на социальные. После ареста мужа и сына Ахматова начинает работу над поэмой «Реквием». «Топливом» для творческого неистовства стали выматывающие душу переживания за родных людей. Поэтесса прекрасно понимала, что при нынешней власти это творение никогда не увидит свет, и, чтобы хоть как-то напомнить о себе читателям, Ахматова пишет ряд «стерильных» с точки зрения идеологии стихотворений, которые вместе с отцензуренными старыми стихами составляют сборник «Из шести книг», вышедший в 1940 году.

            Всю Вторую мировую войну Ахматова провела в тылу, в Ташкенте. Практически сразу после падения Берлина поэтесса вернулась в Москву. Однако там она уже давно не считалась «модной» поэтессой: в 1946 году ее творчество раскритиковали на заседании Союза писателей, и вскоре Ахматова была исключена из ССП. Вскоре на Анну Андреевну обрушивается еще один удар: вторичный арест Льва Гумилева. Во второй раз сыну поэтессы присудили десять лет лагерей. Все это время Ахматова пыталась вытащить его, строчила просьбы в Политбюро, однако никто к ним не прислушался. Сам Лев Гумилев, ничего не зная о стараниях матери, решил, что она не приложила достаточно усилий, чтобы помочь ему, поэтому после освобождения отдалился от нее.

 

В 1951 году Ахматову восстановили в Союзе советских писателей и она постепенно возвращается к активному творческому труду. В 1964 году ей была присуждена престижная итальянская литературная премия «Этна-Торина» и ей позволяют получить ее, поскольку времена тотальных репрессий прошли, и Ахматова перестала считаться антикоммунистической поэтессой. В 1958 году выходит сборник «Стихотворения», в 1965 – «Бег времени». Тогда же, в 1965 году, за год до своей смерти, Ахматова получает докторскую степень Оксфордского университета.
 

Анна Андреевна Ахматова скончалась 5 марта 1966 года в подмосковном Домодедово.
 
Могила Анны Ахматовой

Улицы, названные в честь А. Ахматовой, есть в Царском Селе, Калининграде, Одессе, Киеве, Ташкенте , Москве и Тюмени

Ахматовские вечера-встречи, вечера памяти, приуроченные ко дню рождения Анны Андреевны — 25 июня, — стали традицией посёлка Комарово. Проводятся в ближайшие к дате выходные на пороге знаменитой «Будки», где жила Ахматова

11 июня 2009 года в Университете Малайя (Куала-Лумпур) состоялся вечер, посвящённый 120-летию со дня рождения Анны Ахматовой.

25 ноября 2011 года в Московском международном Доме музыки состоялась премьера музыкального спектакля «Память о солнце», посвящённого Анне Ахматовой. Спектакль создан певицей Ниной Шацкой и актрисой Ольгой Кабо.

17 июля 2007 года в Коломне на стене старого особняка была открыта мемориальная доска в память посещения города 16 июля 1936 года А. Ахматовой, жившей в то лето неподалёку на даче Шервинских на берегу Оки, на окраине села Черкизова. Шервинским Анна Андреевна посвятила стихотворение «Под Коломной».

По Москве-реке ходит теплоход «Анна Ахматова».

В Крымской астрофизической обсерватории астрономы Л. Г. Карачкина и Л. В. Журавлёва назвали малую планету, открытую ими 14 октября 1982 года, (3067) Akhmatova.

«Весь предоставленный материал взят из интернета (Википедии)»


Юрий Иванов: Уважаемые друзья, коллеги и читатели нашего ЛитСайта!

Хочется верить, что моя первая публикация нового проекта - не оказалась пустопорожней, бесполезной равнодушной и проходящей.

Если Вас, увлекла и заинтересовала новая рубрика – не стесняйтесь оставлять свои отзывы и комментарии, а также советы и пожелания. И я продолжу своё начатое дело.

Ваш: Юрий Иванов.

 

P.S. Уважаемые Друзья,

автор самого интересного содержательного комментария,

по решению автора рубрики Юрия Иванова,

к данной статье "Анна Ахматова - великая поэтесса серебряного века", получит

  золотую медаль + 10 000 баллов рейтинга + 10 000 кармы + 100 руб на телефон

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В НАШЕ УЮТНОЕ ЛИТЕРАТУРНОЕ КАФЕ!

Приятного, интересного и полезного прочтения!


© Copyright: Юрий Иванов, 2 апреля 2018

Регистрационный номер № 000260511

Поделиться с друзьями:

 
Николай Гумилёв
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: +30 Голосов: 30
Комментарии (51)
Добавить комментарий
Администрация ЛитСайта # 2 апреля 2018 в 18:41 +4
Уважаемый Юрий, Вы – истинный спец, великолепный мастер-журналист нашего ЛитСайта!
Спасибо за прекрасную статью "Анна Ахматова - великая поэтесса серебряного века",
пусть и с подачи Википедии.
Благодаря Вам мы почерпнули много нового и интересного о жизни и творчестве
Великой Поэтессы Анны Ахаматовой..
Ждем от Вас новых интересных, увлекательных статей о судьбах,
неизвестных фактах биографии знаменитых, известных классиков!

Дорогой Юрий! Спасибо за щедрость и красоту Вашей души!
Желаем Вам здоровья, удачи, счастья и благополучия,
неиссякаемого вдохновения и всего самого наилучшего Вам и всей Вашей семье!
С уважением, признательностью и благодарностью, Администрация ЛитСайта.
Юрий Иванов # 2 апреля 2018 в 20:49 +5
Большое спасибо, на добром слове, Максим! Очень постараюсь оправдать ваши надежды и пожелания. С теплом души, Юрий.
Sall Славик*оf # 2 апреля 2018 в 19:26 +3
Она истинный и во многом прямой мой творческий учитель.Хотя как автор-она очень трудная.Я выпустил работу о ней больше года назад.С авторской эпиграммой о ней.http://litsait.ru/stihi/stihi-pro-tvorchestvo/vesna-ranjaja-den-ponedelnik.html
Юрий Иванов # 2 апреля 2018 в 20:50 +4
Спасибо,Славик!
Sall Славик*оf # 2 апреля 2018 в 20:55 +3
Продолжайте работу в этом же духе.Ещё много великих поэтов.От Пушкина до современных.Последние классики Бродский и Евтушенко.
Юрий Иванов # 2 апреля 2018 в 20:56 +4
Очень признателен Вам, Славик! Спасибо,за внимание, за пожелания и за неравнодушие! 5b5018f5a8a065a9047b9f4fa3d7b152
Sall Славик*оf # 14 апреля 2018 в 03:11 0
Я написал вторую статью, а опубликовать её не дают.
Рената Юрьева # 2 апреля 2018 в 20:04 +6
Юрий! прежде всего, позвольте поблагодарить ас за саму идею! Я всегда думала о том, что , читая, и довольно много нынешних авторов поэтических сайтов, радуясь тому, что так много людей любят и ценят поэзию, они(во парадокс!) все меньше читают классику. а между тем, именно чтение классики может лучше всякой теории помочь постичь таинства поэтического слова... признаюсь с грустью, и сама весьма редко прикасаюсь ныне к классике. а здесь - такой чудесный шанс! читала и переживала... то ли потому, что она - Женщина, то ли еще по каким-то не ощутимым нюансам, но чувствую ,насколько близка и понятна мне судьба ее, мысли ее, ощущения ее, чувства ее...
Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.

Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.

Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
И если в дверь мою ты постучишь,
Мне кажется, я даже не услышу.

поэтов редко воспринимают как просто человека... это что-то свыше...их голос исходит оттуда, куда недоступна другая мысль, но нисходя, она несет ее и растворяется в наших мыслях, желаниях ,мечтах...
а вот я воспринимаю ее, прежде всего ,как женщину... любящую и любимую, жену и мать, ту, которой ведомы страдания, любовь, радость и горе... и это многосильнее приближает ее поэзию к душе...
очень рада новой рубрике, и очень надеюсь ,что она не только приживется, но и вызовет самые яркие беседы по душам наших авторов сайта! Спасибо, Юрий! Спасибо нашим столь креативным Администраторам!
если это возможно, хотела бы и я когда-то выступить здесь со своими думами о своих любимых поэтах...
Спасибо!!!!!!!!!!! 01-a84215497860969bc538d922f9907f7a0
Юрий Иванов # 2 апреля 2018 в 21:58 +6
Очень тронут твоим сердечным и полновесным отзывом, дорогая Рената! Спасибо, за неравнодушие и отзывчивость! Всегда рад твоим искренним отзывам. Прими мой низкий поклон! Конечно, да! Всегда
и с большим удовольствием, буду рад твоим содержательным откровениям о твоих любимых поэтах. Приглашаю в своё "Литературное кафе". До скорой встречи! С уважением,Юрий.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
ВЛАДИМИР КУЛАЕВ # 2 апреля 2018 в 20:07 +5
Уважаемый Юрий!
Сама по себе задумка хорошая!
Однако, не всё так просто: необходимо, как мне кажется, представляемого автора пропускать через своё сердце, через свое понимание его творчества, тогда нам яснее будет выбор ведущего рубрику, но для этого мало статей из интернета, и тем более, что при желании каждый это может и сам сделать. Ведущий рубрику должен показать свою любовь к Автору и к его творчеству через призму собственного восприятия... Впрочем, лиха беда начало...
Хотел сюда свой стих разместить об Анне, но передумал!
Таковы мои мысли!
Желаю доброго пути и удачи тебе, Юрий!
Юрий Иванов # 2 апреля 2018 в 22:00 +5
Большое спасибо.Владимир! Вы правы...Есть ещё над чем работать. С теплом души,Юрий. 5b5018f5a8a065a9047b9f4fa3d7b152 02-65ace96196811c664645a9128e14a867
valentina karpova # 2 апреля 2018 в 22:02 +5
Большое спасибо за приглашение на открытие Вашего уютного кафе!
Предложенная тема для меня не однозначна, честно признаюсь. Читала и работы Анны Ахматовой, и исследования её биографии различных авторов. Но, что бы они ни писали, в чём бы не находили какие-то нестыковки и преукрашения, порою граничащие с мистификацией, все единогласны в одном: это было Явление в Русской поэзии! У меня есть посвящение ей... Не знаю, уместно ли выложить его, но ведь кафе как таковое предполагает высказывания на тему, не так ли?

Итак:

Анна.

Можно по-разному судить
О творчестве ея...
Но не пытайтесь убедить,
Что признавать нельзя!

Вбирая боль своей страны,
Брела тропой потерь...
Пропасть не дали только сны...
День - равнодушный зверь...

Система всех отобрала:
В застенках сын и муж...
Но и тогда не соврала
Среди душевных стуж!

Вещала правду, не крича.
Пыталась не писать,
Себе дав слово сгоряча...
Но дар как отрицать?

Есть в биографии туман,
Но цель сама не бранна...
Века запомнят профиль, стан
И имя её - Анна.

Огромное спасибо за интересное начинание!
С уважением: Валентина Карпова.
Юрий Иванов # 3 апреля 2018 в 06:21 +6
Очень благодарен тебе,Валюша! Спасибо,за увлекательный отзыв и за замечательные строчки о Анне Ахматовой!Безусловно, Ахматова - это явление отечественной поэзии.Спасибо,за внимание и за тёплые пожелания!С теплом души,Юрий.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Светлана Эд-на Пескова # 3 апреля 2018 в 00:34 +5
Спасибо, Юрий, за ваш огромный труд, познавательный и очень интересный!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Юрий Иванов # 3 апреля 2018 в 06:22 +6
Благодарю Вас, Светлана! Тронут и польщён вашим отзывом. С уважением,Юрий.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Лариса Мерзлякова (Винникова) # 3 апреля 2018 в 04:50 +6
Юрий, спасибо Вам за новый проект и интересную рубрику "Прекрасное рядом"
Преклоняюсь перед Вами, с большим уважением и признательностью отношусь к поэзии серебряного века! С начала моей творческой деятельности, особое место занимает классика!
На стихи многих поэтов того времени написаны романсы.
Юрий, пусть это будет началом доброго пути, навстречу с прекрасным!!!
Удачи Вам!
С теплом и уважением, Лариса Мерзлякова
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Юрий Иванов # 3 апреля 2018 в 06:25 +6
БОЛЬШОЕ СПАСИБО,ЛАРИСА! БЛАГОДАРЮ ЗА ТЕПЛОТУ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ ТВОЕГО СЕРДЦА! С УВАЖЕНИЕМ, ЮРИЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Сергей Гридин # 3 апреля 2018 в 06:51 +6
Здравствуй, Юрий! Очень понравилось твоё начинание, интересная идея! Сложная судьба у Анны, как и у многих поэтов того времени, тем больше притягивает её образ... Спасибо тебе и желаю успеха твоему новому проекту! С теплом, Сергей.
Юрий Иванов # 3 апреля 2018 в 09:27 +5
Здравствуй,Сергей! Спасибо тебе, дружище! Благодарю тебя за отзыв и за тёплые пожелания! С уважением,Юрий.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Леонид Зеленский # 3 апреля 2018 в 11:37 +7
XX в. в литературе по праву называют Серебряным. Он подарил нам многих замечательных поэтов и писателей и ознаменовался появлением новых поэтических направлений: символизма, акмеизма и футуризма. Среди блистательного созвездия поэтов Серебряного века Анна Ахматова — одна из самых ярких звёзд.Ахматову ценят прежде всего за редкий психологизм ее творчества, за внимание к тем деталям, которые передают душевное состояние лирического героя. Каноническая "перчатка с левой руки" для примера. Это попытка переноса традиционного для русской прозы психологизма в поэзию, надо сказать, что удачнейшая. Где-то встречал мнение, что ахматовское стихотворение развивается не по законам лирики, а по законам романа. Здесь речь идет не о формальных признаках того или иного жанра, а о эмоциональной наполненности и выписанности истории в стихотворении. А еще мы любим ее за гражданскую лирику. Которая у нее никогда не перестает быть личной, не скатывается в пустой пафос. О таких гениальных поэтах, каким была Анна Ахматова, прекрасно сказал классик русской литературы Николай Некрасов: - « Природа-мать! Когда б таких людей Ты б иногда не посылала миру, Заглохла б нива жизни...»

Я научилась просто, мудро жить,
Смотреть на небо и молиться Богу,
И долго перед вечером бродить,
Чтоб утомить ненужную тревогу.
Когда шуршат в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.
Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь
Пушистый кот, мурлыкает умильней,
И яркий загорается огонь
На башенке озерной лесопильни.
Лишь изредка прорезывает тишь
Крик аиста, слетевшего на крышу.
( Анна Ахматова)

Дорогой, Юрий, благодарю Вас сердечно за то, что Вы создали проект, позволяющий вспомнить о наших любимых авторах и их творчестве. Ведь даже о тех поэтах, чьи стихи мы помним со школьной скамьи, можно узнать много нового. Подтверждением тому Ваша отличная и интересная работа, посвящённая гениальной поэтессе Анне Ахматовой. До новых встреч в «Литературном кафе». С почтением 02-65ace96196811c664645a9128e14a867

( Прилагаю адрес странички, на которой можно посмотреть видео, где писатель, киновед Валерий Бондаренко рассказывает об Анне Ахматовой http://www.silverpoets.ru/ahmatova-anna )
Юрий Иванов # 3 апреля 2018 в 12:27 +5
ОЧЕНЬ ТРОНУТ ТАКИМ ВЕЛИКОЛЕПНЫМ РАЗВЁРНУТЫМ КОММЕНТАРИЕМ, УВАЖАЕМЫЙ ЛЕОНИД! СПАСИБО, ЗА ТЕПЛОТУ, ВНИМАНИЕ И СЛОВА ПОДДЕРЖКИ! С УВАЖЕНИЕМ И ПОЧИТАНИЕМ, ЮРИЙ! 02-65ace96196811c664645a9128e14a867 02-ea28b7b2b8fd79078b2edc2aae35d0b9
Леля Боровик # 3 апреля 2018 в 12:58 +6
Замечательно, тонко, проникновенно, Юрий! Подборка стихов заслуживает аплодисментов!
Огромное спасибо за Ваш гениальный труд!
Безусловно бесконечного внимания и бережного отношения заслуживает Поэзия Серебряного Века!
Поэты того времени- учителя наши, с них должны мы брать пример, гордится ими.
Благодарю за внимательное чуткое отношение к поэзии Анны Ахматовой,к деталям ее непростой биографии, личной жизни.
С уважением к Вам и великим Поэтам.
4a0bc94c81a5eae98613b4698567d2d1
Юрий Иванов # 3 апреля 2018 в 14:22 +5
ДОРОГАЯ ЛЁЛЯ! БОЛЬШОЕ СПАСИБО,ЗА ЧУТКОСТЬ И ОТЗЫВЧИВОСТЬ ВАШЕГО СЕРДЦА! ВСЁ ТАК...С БЛАГОДАРНОСТЬЮ И УВАЖЕНИЕМ, ЮРИЙ.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Леля Боровик # 3 апреля 2018 в 20:02 +5
Юрий, я несколько удивлена тем, что ВЫ меня ограничили неким списком. Я хотела зайти на страничку к Вам... познакомиться ближе... Увы и ах, как это ни прискорбно... но в в немилости Вашей!!!!!!!
Надеюсь заслужить благосклонность все же.
Юрий Иванов # 3 апреля 2018 в 20:51 +3
Извините! Но я не ограничивал Вас,Лёля! Просто Вы не приняли моё предложение на дружбу и сейчас,Вы не в друзьях у меня, а зря. А ко мне на страницу в настройках - заходить могут только друзья. Дайте мне дружбу и всё будет окей.
Лина Яковлева # 3 апреля 2018 в 16:01 +5
Уважаемый Юрий!
Спасибо за приглашение в «Литературное кафе». Я новичок на ЛитСайте, и мне особенно интересно знакомиться с его страницами и радостно убеждаться в том, что здесь с таким пристальным вниманием и уважением относятся к традициям и истокам русской словесности, русской литературы и, в частности, поэзии… Спасибо Сайту и Вам за это. Конечно, так и должно быть: кому, как не ЛитСайту «с открытым сердцем и самозабвенно заглянуть в далёкое прекрасное прошлое»!
Привлекательной и актуальной представляется Ваша идея рубрики «Прекрасное – всегда рядом!». Вы совершенно правы, что «всё мудрое, жизнеутверждающее, одухотворённое, красивое и даже трагичное» «не может … оставить равнодушным никого из читателей и авторов» Литсайта. Каждая встреча с таким жизненным и литературным материалом, будь то классика или современность, благотворно влияет на нашу духовность, облагораживает нас внутренне, способствует нашему собственному литературному становлению.
Что касается поэзии Анны Ахматовой, то любая встреча с её творчеством – событие в духовной жизни каждого из нас. Недаром Марина Цветаева назвала свою великую современницу «Анной всея Руси». Ведь поэзия Анны Ахматовой – это трагическое откровение о трагической эпохе, но вместе с тем – утверждение сокровенного начала (знакомого нам по Библии) в душе, человеческого в человеке, жизни и её высшего проявления любви наперекор всему как основы всех основ. Это ли не актуально в наше время?
Поэзию Ахматовой осмысливают на протяжении многих десятилетий и читатели, и авторы критических и литературоведческих трудов, но содержание этой поэзии неисчерпаемо: в неё заложена способность каждому открываться своей новой стороной и новыми глубинами.
Личность Ахматовой всегда привлекала меня самыми разными своими сторонами. В ней удивительно соединились женственность, стойкость, сила и глубина чувств, мудрость, поэтическая гениальность. Я во многом солидарна с комментариями, написанными Леонидом Зеленским и Ренатой Юрьевой…
Размышляя над ахматовскими строками, понимаешь правоту цветаевской оценки её личности.
Ахматова запечатлела в своих стихах и поэмах образ своего социального времени и ощутила беззащитность человека перед силами, лишающими его свободы и жизни, делающими подвластным метаморфозам. Тем не менее, главное качество характера, которым наделены и автор, и героиня её поэзии (начиная со стихов сборника «Anno Domini» и кончая поздней лирикой), - это сила духа. Читая ахматовские стихи, ясно осознаёшь, что духовный стоицизм автора, как и её героини, базируется на твёрдом убеждении в необходимости сохранять в себе своё личностное «я», свою изначальную человеческую сущность, несмотря ни на какие испытания.
Чем ближе к смерти, тем острее ощущала она красоту бренной земной жизни, красоту окружающей вечной природы (вспомним хотя бы «Седьмую книгу»). Вот, например, строки из цикла «Луна в зените»:
«Я не была здесь лет семьсот,
И ничего не изменилось…
Всё так же льётся Божья милость
С непререкаемых высот.
Всё те же хоры звёзд и вод,
Всё так же своды неба чёрны,
И так же ветер носит зёрна,
И ту же песню мать поёт…».
Через всю её поэзию прошла тема творчества – тема поэтического труда, «тайн ремесла», - и она сама как автор испытывала удивление перед фактом, что негодующие строки социально-политического характера («Реквием», лирика 30-х – 50-х годов) и одухотворённые лирические стихи может исторгать одна и та же душа, неравнодушная к человеческому бытию:
«И вот вошла (Муза. – Л.Я.). Откинув покрывало,
Внимательно взглянула на меня.
Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала
Страницы Ада?» Отвечает: «Я»».
В 1945 году она написала строки:
«Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор – к смерти всё готово.
Всего прочнее на земле печаль
И долговечней – царственное Слово».
Этот вывод поэта невозможно опровергнуть… Вот только Слово должно для долговечности быть подобным её гениальному Слову…
Ахматову многие знают и помнят по её любовной лирике, по ранним сборникам («Вечер», «Чётки»). Н.Н.Скатов совершенно справедливо отмечал: «Ахматова «вылила в искусстве» сложную историю женского характера переломной эпохи, его истоков, ломки, нового становления». Мы помним, что, определяя сама свои заслуги, Ахматова сказала в стихах (1958):
«Могла ли Биче словно Дант творить,
Или Лаура жар любви восславить?
Я научила женщин говорить…».
Но важнейшие темы ахматовской поэзии (и это ощущается даже в «Вечере» и «Чётках», как отмечают литературоведы) – это жизнь и смерть в самых различных по степени, глубине и форме их проявлениях, где любовь – одна из форм жизни; а если так воспринимать ахматовскую лирику, то на первый план выходит самый общий, философский смысл, когда индивидуальное уже претворено мышлением поэта в общечеловеческое… И тогда диалог с читателем, который она ведёт в своих стихах, переключается в сферу ценностей и ценностных ориентиров, делаясь ещё более актуальным для современности…
Недаром О.Мандельштам в статье «Письмо о русской поэзии» отмечал: «Ахматова принесла в русскую лирику всю огромную сложность и психологическое богатство русского романа девятнадцатого века».
Читая Ахматову, мы всегда получаем не только уроки поэтического профессионализма и мастерства, но и незабываемые духовно-нравственные уроки…
Ещё раз благодарю Вас за возможность прикоснуться к личности и творчеству Анны Ахматовой, за Вашу статью и подборку стихов. Желаю успеха проекту «Прекрасное – всегда рядом!»!
Юрий Иванов # 3 апреля 2018 в 16:12 +6
ОЧЕНЬ ТРОНУТ ТАКИМ РАЗВЁРНУТЫМ И ПОЛНОВЕСНЫМ ОЧЕРКОМ О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ АННЫ АХМАТОВОЙ. ЦЕЛОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ С ОБЗОРОМ, С РАССУЖДЕНИЯМИ И ВЫВОДАМИ И ПОЖЕЛАНИЯМИ. ЭТО ЦЕЛЫЙ ЭКСКУРС В ПРОШЛОЕ.СПАСИБО БОЛЬШОЕ,ЛИНА! ОЧЕНЬ РАД ПОЗНАКОМИТЬСЯ С ВАМИ.УДАЧИ ВАМ, В ТВОРЧЕСТВЕ И В ЖИЗНИ!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Рената Юрьева # 3 апреля 2018 в 18:04 +7
Лина! Не удержалась ,чтобы снова вернуться на страницу, чему очень рада, ибо увидела Ваши рассуждения, которые мне показались очень интересными, глубокими и близкими к моим думам. Рада познакомиться! надеюсь, Вам понравиться на нашем замечательном сайте)
Спасибо за Ваши думы! offtopic
Irina Grefenstein # 3 апреля 2018 в 19:18 +6
«Не только умолк неповторимый голос, до последних дней вносивший в мир тайную силу гармонии, — с ним завершила свой круг неповторимая русская культура, просуществовавшая от первых песен Пушкина до последних песен Ахматовой».
Профессор-славист Никита Струве


Рада и благодарю вас, Юрий, и Администрацию, что на Литсайте появилась такая замечательная возможность прикоснуться и ещё глубже познакомиться с этой культурой!
С большим интересом прочитала и комментарии, которые гармонируют и дополняют ваш очерк об Анне Ахматовой. Уже столько всего сказано об этой удивительной и близкой многим женщине и поэтессе с такой очень непростой судьбой, что остаётся только присоединиться и добавть её собственные слова:
«Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных». Анна Ахматова

Спасибо вам всем! Желаю творческого вдохновения, успехов и замечательных новых встреч!

( Только написала я комментарий не ради баллов и призов - мне это не нужно. )
Юрий Иванов # 7 апреля 2018 в 09:01 +4
БОЛЬШОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СПАСИБО,ИРИНА! ВСЕХ 29-4763030c16b495506fea1c851df62397 БЛАГ! ХРАНИ ТЕБЯ ГОСПОДЬ! 509644de2e60712c2d66077359a62725
Ведослава # 3 апреля 2018 в 20:33 +5
Уважаемый Юрий,
я тоже всей душой поддерживаю Вашу идею литературного кафе.
Огромное Вам спасибо за интереснейшую статью о гордости нашей русской поэзии - Анне Ахматовой. С удовольствием прочитала её гениальные стихотворения, которые не перечитывала уже очень давно.
В поддержку Вам хочу сказать, что откуда же ещё мы можем брать информацию, как не из Интернета? А своё личное отношение к творчеству того или иного автора имеют возможность высказать все посетители кафе, тем более объявлен конкурс на самый интересный пост.
Поддерживаю идею Ренаты о том, чтобы и другие авторы могли выкладывать здесь статьи о своих любимых авторах, достойных внимания и восхищения.
Надеюсь, в кафе всегда будет уютно, интересно и познавательно. Ведь это ещё и творческая мастерская для всех нас.
В добрый путь!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Юрий Иванов # 7 апреля 2018 в 08:59 +4
БОЛЬШОЕ СПАСИБО,ВЕДОСЛАВА!БЛАГОДАРЮ,ЗА ТЕПЛОТУ СЕРДЦА И ПОДДЕРЖКУ!
iliya lifshits # 4 апреля 2018 в 06:50 +7
Огромное Вам спасибо,Юрий,за то великое дело,которое Вы начали!Поэты "серебряного века"-
это та блестящая плеяда литераторов,на которую нам всем надо равняться.
Вообще,со своей стороны,хочу порекомендовать интереснейшую книгу,одну из последних,
написанных Валентином Катаевым - "Алмазный мой венец",где он очень хорошо описывает ту
эпоху и тогдашние литературные течения -акмеизм,футуризм и т.д.Все,с кем писатель был
дружен и был знаком, идут под кодовыми именами."Птицелов"-Э.Багрицкий,"ключик"-Ю.Олеша,
"мулат"-Б.Пастернак,"щелкунчик"-О.Мандельштам,"командор"-В.Маяковский,"королевич"-
С.Есенин,"синеглазый"-М.Булгаков.С уважением и дружеским теплом!.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Юрий Иванов # 7 апреля 2018 в 08:58 +3
СЕРДЕЧНОЕ СПАСИБО,ИЛЬЯ! С УВАЖЕНИЕМ И НАИЛУЧШИМИ ПОЖЕЛАНИЯМИ, ЮРИЙ.
Ванмэнь-тойон # 4 апреля 2018 в 10:41 +4
Странно, что автор ограничился информацией только из википедии. Надо сказать, что в России даже школьникам ставят двойки за использование её в качестве источника информации пр подготовке докладов и сообщений.
По содержанию следует сказать, что третий муж Ахматовой, Пунин, был посажен совершенно по делу - ибо он не скрывал своей ненависти к тогдашней власти и рассказывал своим знакомым, что готовит некую бомбу.
Да и сын её, Лев Николаевич, которого я бесконечно уважаю как учёного, во многих интервью говорил, что сидел совершенно не зря, что ему следовало меньше болтать и лучше выбирать друзей. Причём заслужил он даже не две, а четыре посадки - однажды он просидел лишь ночь и наутро был выпущен, в другой раз вывод следователя был просто положен под сукно.
Не сказано, что с творчеством Ахматовой народ был знаком не вопреки, а благодаря, поскольку ещё с 30-х годов в каждой библиотеке были её книги - а библиотеки тогда открывались в каждой деревне.
Юрий Иванов # 7 апреля 2018 в 08:57 +3
СПАСИБО! И ТАКОЕ МНЕНИЕ ИМЕЕТ ПРАВО БЫТЬ...
Нина Агошкова # 4 апреля 2018 в 13:58 +7
Трудно жить в переломные моменты времени, а тем более - во времена Революции и Гражданской войны. Ахматовой всё досталось полной мерой.
Спасибо Юрию за организацию такой замечательной рубрики на ЛитСайте! Мне всегда интересно читать биографии великих людей - это даёт возможность понять о ощутить, откуда они черпали темы для своих стихов и вдохновение.
Думаю, что "Литературное кафе" будет пополняться новыми именами великих поэтов и прозаиков, а мы с удовольствием будем знакомиться с ними, или освежать в памяти свои знания о них!
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Юрий Иванов # 7 апреля 2018 в 08:56 +3
БОЛЬШОЕ СПАСИБО,ЗА ТЁПЛЫЙ ОТЗЫВ, НИНА! С ТЕПЛОМ И БЛАГОДАРНОСТЬЮ 30-f4fbefca591737f625bbb6a2c0f0eca5 b5c78ec746231c9bad628bf3f70ec915 6c88d9c5726ec20cb97959eb5989daf0
Тая Кузмина # 5 апреля 2018 в 22:59 +5
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Юрий!! Большое спасибо за прекрасный проект, за рассказ о великой Анне Ахматовой! Её стихи для меня самые дорогие и любимые. Открыла поэзию Ахматовой лет в восемнадцать, возможно поздно, а возможно в самый раз. Стихи поэтессы о любви легли на сердце, душа окликалась на каждую строку. Ведь юность такая чудесная пора, где любовь, чувства, встречи и расставания переплетались с буднями жизни.

Вспоминаю один эпизод, когда счастье зашкаливало, а было это от серого двухтомника Ахматовой. Мамина сестра работала в книжном магазине и зная, что я обожаю творчество Ахматовой, купила мне её двухтомник стихов. Когда эти книги были мне торжественно вручены, я засияла о счастья, прижала их к груди и благодарила мамину сестру за роскошный подарок. Эти книги до сих пор со мной. Значительно позже, я сама покупала сборники стихов любимой поэтессы, но те две первые книги остаются самыми дорогими по ощущению полученного счастья. Читая произведения поэтессы, всегда представляла, как она жила, чем была огорчена или рада. Непростая, временами тяжёлая жизнь женщины- поэтессы, очень чётко показана в творчестве.

Припоминаю ещё один эпизод. Когда я работала в гимназии, посоветовала ученице девятого класса взять стихотворение Ахматовой для Конкурса чтецов. Девушка сомневалась, но затем решила выучить наизусть стихотворение и была очень рада, когда она заняла второе место. К сожалению не помню название стиха, но оно было более позднего периода творчества поэтессы.
У меня есть несколько стихов-посвящений Анне Андреевне. Вот одно из них, написано 23 июня 2014 года на 125-летие Ахматовой.

В июньский день ты рождена,
пришла, чтоб говорить стихами.
И рифма сразу вся побеждена,
вулкан клокочащий или цунами.

Ты воспевала чувств дыханье,
и поцелуев трепетную дрожь.
Но ты узнала горечь расставанья
и к платью приколола его брошь.

Мерцают свечи ярко на окошке,
ты призадумалась о матушке судьбе.
Вот к огоньку стремятся мошки,
и крылья опалив, упали на руки тебе.

Водоворот событий очень рьяно,
бросал тебя то вверх, а то на дно...
Но ты играла гаммы на пиано,
и принимала всё, что жизнью дано.


Пусть зазвучат стихи великой Ахматовой на ЛитСайте.
Ведь её стихи - сама жизнь, всё её творчество окутано радостью и горечью,
но читая эти произведения погружаешься в мир настоящей поэзии!!
Юрий Иванов # 7 апреля 2018 в 08:55 +4
БЛАГОДАРЮ ТАЯ! СЕРДЕЧНО ТРОНУТ ТАКИМ ПОЛНОВЕСНЫМ И РАЗВЁРНУТЫМ КОММЕНТАРИЕМ. ХРАНИ ТЕБЯ ГОСПОДЬ! 29-4763030c16b495506fea1c851df62397 29-ada49bf68aca8210ac0a9fbcd77109d9
Женчик Ва # 5 апреля 2018 в 23:14 +2
СТАРЫЕ И КРАСИВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ -СЛУЖАТ КАК ОБРАЗЕЦ УРОВНЯ КОТОРОГО СТОИТ РОВНЯТЬСЯ .
Юрий Иванов # 7 апреля 2018 в 08:52 +2
БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
Лариса Киселева # 11 апреля 2018 в 16:41 +5
Хочу добавить несколько штрихов к портрету великой русской поэтессы, хотя я предпочла бы сказать - великого русского поэта, т.к. само слово "поэтесса" принижает значимость поэзии.

Анна Горенко родилась 23 июня 1889 года в предместье Одессы в семье инженер-капитана 2-го ранга Андрея Антоновича Горенко и Инны Эразмовны, род которой шел от татарского хана Ахмата.

«Моего предка хана Ахмата, - писала Анна Ахматова, - убил ночью в его шатре подкупленный русский убийца, и этим, как повествует Карамзин, кончилось на Руси монгольское иго. В этот день, как в память о счастливом событии, из Сретенского монастыря в Москве шел крестный ход. Этот Ахмат, как известно, был чингизидом. Одна из княжон Ахматовых - Прасковья Егоровна - в XVIII веке вышла замуж за богатого и знатного симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был моим прадедом. Его дочь Анна Егоровна - моя бабушка. Она умерла, когда моей маме было 9 лет, и в честь ее меня назвали Анной...» Следует еще упомянуть, что мать Анны Ахматовой в молодости была каким-то образом причастна к деятельности «Народной воли».

Об отце, несколько отдаленном от семьи и мало занимавшемся детьми, Ахматова почти ничего не рассказывала, кроме горьких слов о развале семейного очага после его ухода: «В 1905 году мои родители расстались, и мама с детьми уехала на юг. Мы целый год прожили в Евпатории, где я дома проходила курс предпоследнего класса гимназии, тосковала по Царскому Селу и писала великое множество беспомощных стихов...»

У Анны были сестры Ирина, Инна, Ия, а так же братья Андрей и Виктор.

Детям наиболее близка была мама - натура, по-видимому, впечатлительная, знавшая литературу и любившая стихи. Впоследствии Анна Ахматова в одной из «Северных элегий» посвятила ей проникновенные строки:

...женщина с прозрачными глазами
(Такой глубокой синевы, что море
Нельзя не вспомнить, поглядевши в них),
С редчайшим именем и белой ручкой,
И добротой, которую в наследство
Я от нее как будто получила,
Ненужный дар моей жестокой жизни...

Среди родни по линии мамы у Анны были люди, занимавшиеся литературой. Например, ныне забытая, а когда-то известная Анна Бунина, названная Анной Ахматовой «первой русской поэтессой». Она приходилась теткой отцу матери, Эразму Ивановичу Стогову, оставившему небезынтересные «Записки», опубликованные в свое время в «Русской старине» в 1883 году.

В 1900 году Анна Горенко поступила в Царскосельскую Мариинскую гимназию. Она писала: «Я делала все, что полагалось в то время благовоспитанной барышне. Умела сложить по форме руки, сделать реверанс, учтиво и коротко ответить по-французски на вопрос старой дамы, говела на Страстной в гимназической церкви. Изредка отец... брал с собой в оперу (в гимназическом, платье) в Мариинский театр (ложа). Бывала в Эрмитаже, в Музее Александра III. Весной и осенью в Павловске на музыке - Вокзал ... Музеи и картинные выставки... Зимой часто на катке в парке...»

Когда отец узнал, что дочь пишет стихи, то выразил неудовольствие, назвав ее «декадентской поэтессой». По мнению отца, заниматься дворянской дочери стихами, а уж тем более - их печатать, было совершенно непозволительно. «Я была овца без пастуха, - вспоминала Ахматова в разговоре с Лидией Чуковской. - И только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы... Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: «Не срами мое имя». - И не надо мне твоего имени! - сказала я...»

Знал бы ее отец, как зазвучит фамилия АХМАТОВА в сердцах всей России!!! Какой след в нашем искусстве оставят ее произведения!
Юрий Иванов # 12 апреля 2018 в 19:55 +3
ЛАРИСА! БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ТАКОЙ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ ОТЗЫВ!
Зоя Боровик # 11 апреля 2018 в 20:18 +5

Уважаемый Юрочка! Благодарю Вас за новый проект на любимом лит.сайте. Откликаюсь на него с трепетом почитания великой, талантливой, сильной и незабываемой Анны Ахматовой. Посвящённое ей стихотворение написано в прошлом году. Осмеливаюсь присоединить его к множеству восхищённых слов, которыми лит.сайтовцы вспоминают, благодарят и славят гордость русской поэзии - Анну Андреевну Ахматову.
[/h3
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.


Упокоение Анны Андреевны Ахматовой

Над могилою - высокий крест,
Словно скорбь небесная с земною,
А вокруг шумит листвою лес,
Осеняя кладбище покоем.
На стене поодаль барельеф
С величавым профилем поэта,
В жизни знавшем череду побед
И поддержку от Небес, от Света,
Но пришлось ей мужа потерять,
Все сыновьи пережить несчастья,
И года гонений испытать
От давившей все свободы власти.
Было много клеветы и лжи,
Но не покидало вдохновенье.
Сохраняла огненность души,
Чувствуя своё предназначенье.
Да простятся все её грехи
За поэта дар и откровенья.
Продолжают жить её стихи,
В души привлекая озаренья.
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.

Юрий Иванов # 12 апреля 2018 в 19:58 +2
БЛАГОДАРЮ ЗА ТЕПЛОТУ ВАШЕГО СЕРДЦА, УВАЖАЕМАЯ ЗОЯ!
Елена Тиллоева # 13 апреля 2018 в 13:26 +5
Уважаемый и дорогой наш Юрочка!
Прежде всего, позволь поблагодарить тебя за открытие такого интересного и такого важного проекта.
Наш сайт - ЛИТЕРАТУРНЫЙ,и он не может ограничиваться только тем, что пишут наши современные авторы. Я полностью согласна с Ренатой Юрьевой в том, что, к огромному сожалению, классика сегодня не очень востребована. И это особенно чувствуется, когда общаешься с молодым поколением. А на наш сайт заглядывают и юные читатели. И если они будут видеть, что пишущие авторы сайта интересуются и учатся у великих литераторов, людей создавших и постоянно пополняющих наш ЗОЛОТОЙ ФОНД ПРЕКРАСНОГО,то не прервётся связь поколений в литературе.
Абсолютно точно пишет Ниночка Агошкова о жизни Анны Ахматовой:
Трудно жить в переломные моменты времени, http://litsait.ru/literaturnoe-kafe/anna-ahmatova-velikaja-poyetessa-serebrjanogo-veka.html
Трудно, но именно на таком изломе и кричит душа, и рождаются шедевры...
Конечно, как пишут некоторые авторы, можно открыть Википедию, можно просто почитать книгу дома, но важно не это, а важно то общение и те чувства, которые возникают и греют душу в этом Кафе.
Вот за это отдельное огромное спасибо и Администрации Сайта, и Юрию Иванову.
И может быть нужно открыть при этом кафе страничку, на которой будут выставляться тематические подборки произведений классиков, редкие и не очень известные широкому кругу произведения, не- оконченные работы, с предложением завершить их по своему усмотрению ,...
Всё это даст нам дополнительное общение, которое, надеюсь, всем нам очень нужно.
В заключении, ещё раз выражаю свою благодарность Юрию, за то что смог собрать всех нас в этом замечательном кафе и от всей души желаю Нашему Литературному кафе никогда не пустеть.
С искренним уважением.
Юрий Иванов # 13 апреля 2018 в 14:10 +3
Большое спасибо,Ленушка! Как ты права!!! Только я немного удручен, что активность слишком мала.Наверно - это моя вина. Буду исправляться. Сегодня, я отправил Максиму новую работу о Николае Гумилёве. Опять очень переживаю. Спасибо,на добром слове! С теплом души,Юрий.
Sall Славик*оf # 15 апреля 2018 в 22:26 +2
В стихах её всегда есть тайна,
Не все освоят и поймут.
По жизни то — Горенко Анна,
Но все Ахматовой зовут.
Юрий Иванов # 16 апреля 2018 в 00:34 +1
""
Изображение уменьшено. Щелкните, чтобы увидеть оригинал.
Sall Славик*оf # 16 апреля 2018 в 00:35 0
Спасибо.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев