История

Серебряный век России

Добавлено: 16 июля 2019; Автор произведения:Анастасия Артемьева 174 просмотра




Введение 


Серебряный век – особый период развития российского государства. С хронологической точки зрения, Серебряный век длится лишь несколько десятилетий. Но с точки зрения культурного преобразования России этот период стал очень насыщенным. 

Неоднозначное отношение к этой эпохе исследователей дает повод для подробного изучения с целью формирования собственной позиции. Целью работы, таким образом, является выявление значения Серебряного века для культуры России. Для достижения данной цели необходимо решить несколько задач: рассмотреть истоки данного феномена, его проявления в различных сферах общественной жизни, оставленное наследие. 

Несомненно, столь широкая эпоха не может быть подробно изучена в рамках небольшого доклада, но даже общие сведения позволят понять предпосылки ее возникновения, сущность и последствия для развития отечественной культуры. Эпоха серебряного века в отечественной культуре стала поворотной благодаря тому, что в значительной мере изменилось самосознание российского человека, переживавшего серьезные социальные и политические изменения. Культура стала отражением процесса формирования нового сознания, нового мироощущения. 

Серебряный век, продлившийся лишь несколько десятилетий – что по историческим меркам срок ничтожный, дал российской культуре много больше, чем просто изобретения или художественные произведения. Он создал новый тип человека – творческий, мыслящий, рассуждающий, болеющий за судьбу своей родины. Не даром воспеваемый нашими современниками, серебряный век на рубеже 19-20 веков стал совершенно уникальным явлением. Он заключил в себе все грани существования и развития российского общества, сумев не только объединить их в нечто цельное, но и переработать это нечто в соответствии с новыми культурными идеалами. Этот период в развитии культуры России был настолько неоднозначен, что и сама его творцы порой не могли определиться в своих умозаключениях и создавали весьма противоречивые концепции, которые со временем «отполировались» и стали более гармоничными. 

Исследование истоков и последствий культурных преобразований само по себе является весьма сложным процессом, ибо подразумевает многостороннее изучение жизни общества: здесь важны не только культурные процессы как таковые, но и те «житейские» основы, на которых они формируются. Методы, с помощью которых можно изучать культурные процессы, не очень разнообразны. Исследователю остается лишь документальное описание, не всегда способное точно передать сущность тех или иных историко-культурных процессов. 

Тем не менее, до нас дошли богатые печатные источники, свидетельствующие о редком культурном взлете, характеризовавшем эпоху так называемого серебряного века. Литература – художественная, научная, периодические издания, картины, постройки, изобретения – вот артефакты серебряного века, дающие нам представление о его формировании и развитии. 

Сохранившиеся, передаваемые из уст в уста воспоминания еще не столь далекого времени, позволяют нам прикоснуться к прекрасной эпохе расцвета и благоухания российской культуры. Несмотря на то, что начало 20 века создало условия для процветания культурной эмиграции, ее голоса были слышны в нашей стране. Возможно даже это стало благоприятным фактором для всемирного процветания русской культуры, для предъявления ее и Европе, и всему остальному миру. 

Русская эмиграция закалила характеры культурных деятелей, но не отвратила их от творческих исканий, а напротив, насытила их свежими мыслями и идеями. В эмиграции как нигде тонко чувствовали и изящно творили наши соотечественники, волею судеб оторванные от столь дорогого их сердцу – от их страны, их Родины. 
Серебряный век настолько глубок, что каждый исследователь, который к нему прикасается, способен найти нечто новое, ранее неизведанное и необследованное. В этой эпохе достаточно места для первооткрывателей, для страждущих и любопытных. Здесь можно найти ответы на все вопросы, сформулированные и еще не придуманные. Здесь есть место, чтобы развернуться творческому любопытству. Именно в этой эпохе скрыты необъятные ресурсы творческого потенциала русского человека. Именно этими ресурсами можно подпитывать угасающую культуру любой последующей эпохи. 

Культурные изменения, произошедшие в сознании людей на рубеже 19-20 веков, стали, может быть, самыми кардинальными с эпохи Средневековья переменами в самосознании. И, несомненно, это произошло не только благодаря внешним социально-экономическим и политическим условиям, но и благодаря сформировавшейся к тому времени внутренней подготовленности сознания населения. В этих переменах, как в зеркале, отразился многолетний процесс латентного жизнеосмысления, внутреннего анализа – процесса, который не видно, который ощущается лишь тогда, когда завершается рождением некоего нового миропорядка.
 

Истоки и сущность серебряного века 


Для понимания истоков культурных изменений, ставших сутью серебряного века, необходимо понять те социально-экономические и политические условия, в которых находилось Российское государство на рубеже 19 и 20 веков. 
Весь период с конца 19 в. и до 1917 г. был отмечен резкими изменениями в русской общественной жизни. Развитие капиталистических форм экономики, углубление кризиса патриархально-дворянской государственной системы, рост самосознания трудящихся масс — все это вело к обострению внутренних противоречий в обществе и крупным социально-историческим сдвигам. 

Политические и экономические изменения после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. На рубеже веков политика правительства в области культуры развивалась в двух направлениях. Первое направлялось на удовлетворение социальных и культурных потребностей государства и общества. Второе - на воспитание общественного сознания в духе обновленной теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Культура России второй половины 19 – начала 20 в. впитала художественные традиции, эстетические и моральные идеалы «золотого века» предшествующего времени. На рубеже 19-20 веков в духовной жизни Европы и России появились тенденции, связанные с новым мировосприятием человека 20 века. Они требовали нового осмысления социальных и нравственных проблем. Все это приводило к поиску новых изобразительных методов и средств. Именно этот сложившийся в России историко-художественный период был назван современниками «серебряным веком» русской культуры. 

Таким образом, Серебряный век — период в истории русской культуры, хронологически связываемый с концом 19, началом 20 века, совпавший с эпохой модерн. Выражение было впервые употреблено в 1928 русским поэтом Николаем Оцупом, соотнесено с выражением «золотой век», которым часто называли пушкинскую эпоху, 1-ю треть 19 века. Для серебряного века характерно появление широкого слоя образованного общества, появление многочисленных просвещенных любителей искусств. Широкое бытование выражение «серебряный век» получило после знакомства читателей с «Поэмой без героя» Анны Ахматовой. 

Термин Серебряный век одни исследователи считают правомерным, другие – спорным или даже ошибочным, но он уже вошел в широкий культурный и научный обиход России 20 века. Ясно, что название это не случайно. В нем содержится ясное указание на вторичность культуры «серебряного века» по сравнению с классикой, называемой по традиции «веком золотым». Но вторичность имеется в виду не в каком-то оскорбительном смысле. Речь идет, прежде всего, об «очаровании отраженных культур» – как выразился российский философ рубежа веков Николай Александровчи Бердяев. Дело здесь вовсе не в хронологических границах новой культурно-исторической эпохи: далеко не все писатели, художники и мыслители, жившие и творившие в конце 19 – начале 20 веков, являются представителями культуры именно Серебряного века. По ряду вполне весомых исторических причин в истории русской культуры не было периода, аналогичного западноевропейскому Возрождению. При этом более чем когда-либо готовой к интегративному развитию русская культура оказалась к концу 19 века, когда все возможности реализовать собственно ренессансные принципы культурно-исторического развития были страной окончательно утрачены. 

В России Возрождение (прежде всего «культурное возрождение») оказалось не предшествовавшим развитию капитализма и буржуазных отношений, как это было в западной Европе, а последующим за ним, что придавало российскому «культурному возрождению» особенно противоречивый и парадоксальный, «перевернутый», внеисторический характер. Предложивший и обосновавший понятие «русский духовно-культурный ренессанс» Николай Александрович Бердяев, участвовавший во многих начинаниях культурной жизни серебряного века, характеризовал осуществление в Серебряном веке целостного стиля культуры, при всей ее многоплановости, как трудную, часто мучительную, борьбу людей эпохи культурного возрождения против суженного сознания традиционной интеллигенции во имя свободы творчества и во имя духа. По всем линиям необходимо было преодолеть материализм, позитивизм, утилитаризм, от которых не могла освободиться левонастроенная интеллигенция. Вместе с тем это было возвращение к творческим вершинам духовной культуры 19 века. 
На передний план культуры стали выходить задачи творческого самосознания художников и мыслителей того времени, а вместе с тем – творческого переосмысления и обновления ранее сложившихся культурных традиций. 
Так возникала почва для нового культурного синтеза, неразрывно связанного с символической интерпретацией всего: искусства, философии, религии, политики, самого поведения, деятельности, реальности. 
Три основных компонента образовывали новый культурный синтез, специфический для русской культуры Серебряного века: искусство, трактуемое предельно широко; философия и общественность.
 

Просвещение, образование и научная деятельность 


Основой любой культуры является человек: уровень его образованности, его кругозор, его умение рассуждать. Эти качества определяют те направления, в которых будет двигаться мысль, творчество человека. 
В отличие от стран Западной Европы в России рубежа веков не было закона о всеобщем обязательном начальном образовании. Нужды производства требовали профессионально образованных работников, в связи с чем правительство вынуждено было пойти на расширение сети школ. Это позволило повысить уровень грамотности населения. Начальное образование давали государственные, земские и церковно-приходские школы. 

Тем не менее, средних школ в стране было по-прежнему мало; даже начальных школ не хватало. Количество их увеличивалось крайне медленно и не успевало за потребностями довольно быстро развивающейся экономики. Вечерние курсы для рабочих, народные университеты, создаваемые на средства демократической общественности, лишь в незначительной степени удовлетворяли потребность народа в образовании. 

Система среднего образования включала гимназии и реальные училища. В гимназиях (раздельных – мужских и женских) большое внимание уделялось естественным и гуманитарным наукам, изучению иностранных языков. В реальных училищах акцент делался на прикладные естественно-технические знания. В 1887 году так называемым «циркуляром о кухаркиных детях» было запрещено принимать в гимназии детей «кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей». При этом без свидетельства об окончании гимназии невозможно было поступление в университет. Это был способ сохранения сословной системы образования и торможения его стремительной, подспудно готовящейся демократизации. 

Значительные сдвиги произошли на рубеже веков в системе высшего образования. Вторая половина 19 века ознаменовалась созданием университетов в Одессе и Томске, начало 20 века созданием высшего учебного заведения в Саратове. Стремительно увеличивалось количество специальных высших учебных заведений. Кроме государственных, появлялись и частные высшие учебные заведения. 
Тем не менее, в конце 19 века Россия по уровню образования по-прежнему очень сильно отставала от развитых европейских стран. 

В России в начале 20 века ощутимо усилилось стремление населения к грамотности, приобщению к научным знаниям, литературе и искусству. В реализации этой потребности большую роль сыграла передовая российская интеллигенция, которая создавала различные просветительские организации при земствах и научных обществах, а также новые внешкольные формы образования. С 60-х годов 19 века значительно распространились бесплатные воскресные школы для взрослых, в которых изучались основы грамотности и базовые профессионально-технические знания. В конце 90-х годов стали возникать рабочие курсы. Программа обучения на них предусматривала начальное, среднее и высшее образование. 

Для развития культурно-просветительской деятельности открывались народные дома, которые представляли возможность пользоваться книгами и журналами, в них также устраивались публичные лекции и театрально-концертные представления. 

Демократизации высшего образования способствовали вечерние народные университеты, в которые принимались все желающие независимо от социального статуса, материального положения и вероисповедания. Наибольшую известность приобрел Московский народный университет имени А. Л. Шанявского, основанный в 1908 г. Большую роль в популяризации научных знаний и приобщении народа к чтению художественной литературы стало играть книгопечатание. 

Таким образом, серебряный век российской культуры ознаменовался созданием расширенной педагогической структуры нового типа, в которую входили все типы образования, способные охватить значительную часть населения государства. 

Бюджетное издание произведений русских писателей, букварей, детских книг и учебников сделало их доступными для всего народа. Особенно стоит отметить деятельность российского предпринимателя, книгоиздателя и просветителя Ивана Дмитриевича Сытина, выпустившего серию книг для самообразования, и книгоиздателя и просветителя Флорентия Федоровича Павленкова, издавшего «Научно-популярную библиотеку по естествознанию». 

Во второй половине 19 — начале 20 века значительно возросло число общедоступных библиотек и читальных залов. Они организовывались при земствах, учебных заведениях и музеях (Румянцсвском, Политехническом, Историческом). Так, к концу 19 века в России действовало более 500 публичных библиотек и около 3 тысяч земских читален. Развитию культуры и приобщению к ней широких слоев населения способствовала деятельность различных научных, технических, литературных и иных музеев. 

Рубеж 19-20 веков стал знаковым не только в народном просвещении широких масс населения, но и в узкоспециализированных областях. В области науки серебряный век был отмечен углублением процесса дифференциации наук, их разделения на фундаментальные и прикладные. Этот период стал знаковым для российской науки, именно в это время накопленные теоретические материалы достигли такого уровня, при котором количество перешло в качество – экспериментальный и теоретический материалы позволили сформулировать новые теории и сделать значимые для дальнейшего развития науки практические открытия и изобретения. 
В естественных науках наиболее крупное значение имело открытие российским ученым-энциклопедистом, выдающимся химиком и физиком Дмитрием Ивановичем Менделеевым Периодического закона химических элементов. Не менее выдающимся русским ученым Александром Михайловичем Бутлеровым была создана классическая теория химического строения органических веществ. Химиком-органиком Н. Д. Зелинским были заложены основы учения об органическом катализе и нефтехимии. Физиохимик А. И. Каблуков осуществил фундаментальные работы в области электрохимии и физической химии, положил начало объединению физической и химической теории растворов, став основателем школы физиохимиков в России. Таким образом, смело можно сказать, что 60—70-е годы 19 века стали «золотым веком» в отечественной физике и химии. 

Фундаментальное и практическое значение получили исследования математиков и механиков, академиков Пафнутия Львовича Чебышева и Александра Михайловича Ляпунова, первой в истории России и Европы женщины-профессора математики Софьи Васильевны Ковалевской в области теории чисел, теории вероятностей и ряда других разделов математической физики. Выдающиеся открытия были сделаны в физике и механике. 
Работы заслуженного профессора Московского университета Александра Григорьевича Столетова создали условия для формирования современной электронной техники. Переворот в электрическом освещении произвели открытия исследователей: электротехника, военного инженера, изобретателя и предпринимателя Павла Николаевича Яблочкова (дуговая лампа) и электротехника Александра Николаевича Лодыгина (лампа накаливания). Большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1901) был удостоен русский физик и электротехник, профессор, изобретатель, Почетный инженер-электрик (1899) Александр Степанович Попов за изобретение в 1895 г. электрической связи без проводов (радио). Сенсационное сообщение на Международном конгрессе физиков сделал выдающийся физик-экспериментатор, создатель первой в России научной физической школы, профессор Московского университета Петр Николаевич Лебедев, первым подтвердивший электромагнитную природу света и измеривший его давление на твердые тела и газы. 

Отцом русской авиации был назван русский механик, создатель аэродинамики как науки Николай Егорович Жуковский — основоположник современной гидроаэродинамики. Ученый и изобретатель Константин Эдуардович Циолковский в своих работах в сфере ракетодинамики дал обоснование возможности космических полетов, став, по сути, основоположником теоретической космонавтики.

Энциклопедические труды великого ученого естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля, академика Академии наук Владимира Ивановича Вернадского способствовали появлению новых направлений в геохимии, биохимии, радиогеологии и разработке современных экологических представлений.
Крупными успехами было отмечено развитие биологии и медицины. Так, русским физиологом и просветителем, публицистом, мыслителем-рационалистом, ученым-энциклопедистом Иваном Михайловичем Сеченовым были заложены основы отечественной физиологической школы и сделан ряд важных для дальнейшего развития науки открытий в области психофизиологии, антропологии, культурологии и ряде других наук. 
Нобелевские премии получили русский ученый физиолог Иван Петрович Павлов, разработавший учение о высшей нервной деятельности и физиологии пищеварения и биолог (работавший в направлениях микробиология, цитология, эмбриология, иммунология, физиология и медицина) Илья Ильич Мечников — автор фагоцитарной теории иммунитета. 

Важными событиями был отмечен серебряный век в области географической науки. Русские географы и этнографы продолжали свои исследования малоизвестных территорий Земли. Во время путешествий русского географа, ботаника и статиста Петра Петровича Семенова-Тян-Шанского, путешественника и натуралиста Николая Михайловича Пржевальского, этнографа, антраполога, биолога и путешественника Николая Николаевича Миклухо-Маклая и других создавались и уточнялись карты изучаемых районов, были собраны богатейшие биологические и этнографические коллекции. Океанограф вице-адмирал Степан Осипович Макаров совершил два кругосветных плавания, в ходе которых дал систематическое описание Черного, Мраморного и Северного морей. Экспедиции русского геолога и исследователя барона Эдуарда Васильевича Толля и ученого-океанографа Александра Васильевича Колчака положили начало изучению Арктики, продолженное в дальнейшем гидрографом и полярным исследователем Георгием Яковлевичем Седовым. 

На развитие гуманитарных наук особое влияние оказывали общественные трансформации, обострение социальных конфликтов, разграничение идейных позиций. Открытия в естественных науках также изменили прежнее представление о материальности мира и оказали значительное влияние на социальные науки. В философии проявилась потребность нового осмысления природы, общества и их связи с человеком. Усилилась критика эволюционной теории Чарльза Дарвина. Многие ученые-материалисты перешли на идеалистические позиции. Большой части научной и художественной интеллигенции стали присущи религиозно-философские искания (религиозный мыслитель, мистик, поэт, публицист и литературный критик В. С. Соловьев, представитель экзистенциализма Н. А. Бердяев, религиозный философ П. А. Флоренский). 

Стоит отметить, что символизм серебряного века не может оцениваться однозначно. С ним связаны как позитивные, так и негативные моменты в разработке теории искусства и культуры. 

Одновременно значительное распространение в России в качестве философской основы познания и преобразования общества получил марксизм (Г. В. Плеханов, В. И. Ульянов-Ленин). Все чаще философы и социологи стали приходить к идее о том, что только посредством нравственного совершенствования, духовного очищения и творческих устремлений можно организовать справедливое общественное устройство.
Во второй половине 19 — начале 20 века сильно вырос интерес к историческим знаниям. Выдающийся ученый историк Сергей Михайлович Соловьев написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд «История России с древнейших времен». В нем он обосновал новую концепцию, которая объясняла отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. 
Развитие русской экономической мысли отразилось в работах марксистов (В. И. Ульянов-Ленин, А. А. Богданов) и их критиков (П. Б. Струве, М. И. Туган-Барановский). Юрист и социолог М. М. Ковалевский основал в Париже «Высшую русскую школу общественных наук», в которой преподавали известные общественные деятели и учились русские эмигранты. Таким образом, видно, сколь плодовитым был серебряный век в российской науке, как много фундаментальных вещей, на которых в дальнейшем вырастала отечественная наука, было в нем заложено.
 

Литература, искусство и архитектура


Художественная литература серебряного века сохранила традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали Иван Сергеевич Тургенев, Николай Алексеевич Некрасов, Федор Михайлович Достоевский, Иван Александрович Гончаров, Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин, Владимир Галактионович Короленко, Антон Павлович Чехов, Иван Александрович Бунин, Александр Иванович Куприн и др. 

Но художественные приемы критического реализма во многом перестали удовлетворять литераторов, творцов рубежа 19—20 веков. Более глубокий и пристальный интерес к личности, скрытому от всех внутреннему миру, поиск новых изобразительных средств и форм — все это стало причинами появления модернизма в литературе и искусстве в целом. В нем наличествовали многие течения. Общим было новаторство, восхваление свободы личности, почитание красоты и экзотики, звучность и сочность выражений, неожиданность и часто экстравагантность рифм и образов. Эстетические принципы символистов были сформулированы поэтами серебряного века Дмитрием Сергеевичем Мережковским, Александром Блоком, Константином Дмитриевичем Бальмонтом и Валерием Яковлевичем Брюсовым, который стал их признанным главой. Среди поэтов-акмеистов, противопоставлявших свое творчество символизму, провозглашавших материальность, наибольшую известность получили Николай Степанович Гумилев, Анна Ахматова, Осип Эмильевич Мандельштам, Максим Александрович Кузьмин. К футуристам (как одному из направлений российского авангарда) принадлежали поэт и художник Давид Бурлюк, поэт и прозаик Виктор Владимирович (Велимир) Хлебников, Владимир Маяковский, Саша Черный. 

Предшественниками, а подчас и представителями поэзии Серебряного века ощущались символические фигуры русского «искусства для искусства» – поэт Аполлон Николаевич Майков, писатель и драматург Алексей Константинович Толстой, поэт Афанасий Фет, поэт и переводчик Константин Константинович Случевский и поэт К.Р. (великий князь Константин Константинович Романов), несмотря на их ярко выраженный художественно-эстетический консерватизм, архаизм философских и политических взглядов и поэтических пристрастий. «Своими» в Серебряном веке нередко представали политически тенденциозные Федор Тютчев и Константин Леонтьев, хотя они даже не дожили до периода, получившего это название. Писатели Серебряного века стремились в своем творчестве достигнуть универсальности и совершенства, добиться гармонии в своей системе ценностей и смыслов, чтобы возродить эстетические, религиозные, философско-интеллектуальные идеалы и ценности, в значительной степени выпавшие из культурного обихода русской интеллигенции второй половины 19 века, особенно интеллигенции, настроенной радикально. 

Перед литературой Серебряного века было два пути: продолжать и развивать классику, подспудно переосмысливая ее и преобразовывая в духе современности (как это делали символисты и их непосредственные преемники акмеисты) или же демонстративно низвергнуть ее с незыблемого когда-то пьедестала, тем самым утвердить себя, отрицателей классики, в качестве поэтов будущего (футуристы). 

«Серебряный век» — это искрящийся каскад имен, идей, характеров в области философии: философ Николай Александрович Бердяев (1874—1948), философ и богослов Сергей Булгаков (1871—1944), философ и историк Лев Платонович Карсавин (1892—1952), религиозный философ Павел Александрович Флоренский (1882—1937), философ и филолог Алексей Федорович Лосев (1893—1988), основатель интуитивизма в философии Николай Онуфриевич Лосский (1870—1965), религиозный мыслитель Борис Петрович Вышеславцев (1877—1954). В 1922 году большинство было вынуждено покинуть Россию, и это спасло выдающихся мыслителей от расстрела. Историческое время, охватившее серебряный век, простирается от начала века до 1922 года, когда ушел в Европу «философский пароход» с выдворенной из России русской философией на борту. Следует отметить, что этот «своеобразный век» был продолжен первой «волной» русской эмиграции. Не все, кто жили, творили в это время в России, питались почвой «серебряного века», но все, так или иначе, испытали на себе влияние его поисков и свершений. 

Говоря о литературе серебряного века, стоит отметить и иную, менее возвышенную тенденцию. А именно: в начале 20 века Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).

Что касается других сфер культуры, то отдельно стоит отметить, что во второй половине 19 — начале 20 века активно развивалось театральное искусство. Репертуар создавался преимущественно на национальной основе, на драматических произведениях классиков отечественной литературы – А. Н. Островского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, А. М. Горького. В московском Малом театре блистала плеяда великолепных артистов (Мария Николаевна Ермолова, Гликерия Николаевна Федотова, Александр Иванович Сумбатов-Южин). В 1898 году театральным режиссером, актером и педагогом, ставшим реформатором театра, Константином Сергеевичем Станиславским и драматургом, режиссером и театральным деятелем Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко был основан Художественный театр, который в дальнейшем стал сердцем театральной жизни Москвы. В нем играли выдающиеся актеры того времени Василий Иванович Качалов, Иван Михайлович Москвин, Ольга Леонардовна Книппер-Чехова и др. В начале 20 века был открыт театр великой русской актрисы Веры Федоровны Комиссаржевской в Петербурге. Началась режиссерская деятельность Всеволода Эмильевича Мейерхольда, искателя новых форм сценического искусства.

На рубеже 19—20 веков в России возникает и сразу приобретает особую популярность киноискусство. Отечественные кинофирмы русского фотографа, кинооператора и продюсера, одного из пионеров российского кинематографа Александра Осиповича Дранкова и предпринимателя Александра Алексеевича Ханжонкова возникли в 1907—1908 гг. Изначально они также создавали документальные ленты. В 1908 г. снимается первая русская игровая картина «Стенька Разин и княжна», а в 1911 г. — первый полнометражный фильм «Оборона Севастополя». Особую известность приобретают фильмы режиссера, сценариста и актера Якова Александровича Протазанова. Звездами отечественного немого кино становятся актеры Вера Холодная и Иван Ильич Мозжухин. Хотя в основе многих фильмов лежали классические произведения, художественный уровень большинства картин все же оставался крайне низким. Ставились, как правило, салонные мелодрамы и примитивные комедии.
К началу серебряного века окончательно оформляется национальная музыкальная русская школа. В начале 60-х годов 19 века в Санкт-Петербурге сложилась творческая группа композиторов, которую музыкальный и художественный критик Владимир Васильевич Стасов назвал «Могучей кучкой». В нее входили композитор, пианист и дирижер Милий Алексеевич Балакирев, композитор и музыкальный критик Цезарь Антонович Кюи, композитор Модест Петрович Мусоргский, композитор Александр Порфирьевич Бородин, композитор, педагог и дирижер Николай Андреевич Римский-Корсаков. В их творчестве наиболее глубоко проявились национальный дух и уважение к народным песенным мелодиям. Творческое содружество, коим стала «Могучая кучка», возникла на фоне революционного брожения в умах российской интеллигенции, под влиянием которого возникло рьяное стремление к поискам и фиксации национальной культурной самобытности.
Представители «Могучей кучки» и другие русские композиторы (Петр Ильич Чайковский, Александр Константинович Глазунов, Сергей Васильевич Рахманинов) создают великое множество оперных, балетных, камерно-вокальных и симфонических произведений, основанных на ритмике, гармонии и фактуре фольклорного и богослужебного пения. В начале 20 века поиски новых музыкальных средств выражения продолжил русский композитор и пианист Александр Николаевич Скрябин, в произведениях которого, стоявших особняком из-за предельно усложненной гармонии и использования светомузыки, удивительно соединялись камерность и симфоничность.

Популяризации национальной музыки активно способствовала просветительская деятельность Русского музыкального общества, которое было основано в 1859 г. по инициативе композитора, пианиста, дирижера и педагога Антона Григорьевича Рубинштейна «для развития музыкального образования, вкуса к музыке и поощрения отечественных талантов», а также для содействия в распространении музыкального образования и приобщении широкой публики к серьезной музыке. 

Пропагандой произведений русских и зарубежных композиторов занимались преподаватели бесплатной музыкальной школы, открывшейся в Петербурге в 60-х годах благодаря композитору, пианисту, дирижёру и главе «Могучей кучки» Милию Алексеевичу Балакиреву и учителю пения Гаврилу Якимовичу Ломакину.
Российская вокальная школа была представлена великолепными оперными певцами (Федором Ивановичем Шаляпиным, Леонидом Витальевичем Собиновым, Антониной Васильеевной Неждановой). Имена выдающихся балетных танцоров (Анны Павловны Павловой, Тамары Платоновны Карсавиной, Вацлава Фомича Нижинского) навсегда вошли в сокровищницу мировой культуры. 

Особенное значение в популяризации театрально-музыкального искусства России имела деятельность театрального деятеля Сергея Павловича Дягилева, бывшего одним из создателей объединения и журнала «Мир искусства», организатора художественных выставок в России и Европе и ежегодных выступлений в Европе российских актеров под названием «Русские сезоны», художественного критика. 

В середине 19 века в изобразительном искусстве на долгий период утверждается реализм. Он складывается в борьбе с официальным академизмом первой половины 19 века и выражает принципы демократической и гражданственной эстетики. В 1863 году 14 выпускников Академии художеств образовали в Петербурге свою «Артель». В 1870 году ими было создано «Товарищество передвижных художественных выставок» (так называемые «передвижники»). 

Основатели «Товарищества» живописцы Иван Николаевич Крамской, Григорий Григорьевич Мясоедов, Василий Григорьевич Перов, Николай Николаевич Ге желали развить национальные культурные традиции и приблизить искусство к народу. Передвижники развернули активную просветительскую деятельность, устраивая передвижные выставки во многих городах России. Одной из самых ярких фигур среди передвижников стал Илья Ефимович Репин, ставший одной из ключевых фигур русского художественного реализма, оставил после себя огромное художественное наследие. В школе передвижников большое развитие получил исторический жанр, который опирался на национальные сюжеты и народный эпос (Василий Иванович Суриков, Виктор Михайлович Васнецов). Близкий к передвижникам живописец и литератор Василий Васильевич Верещагин был известен как мастер батальной живописи. К концу 19 века в изобразительном искусстве возникли новые направления, которые перекликались с французской школой импрессионизма. Часть художников сочетала русские художественные традиции с новыми изобразительными формами (Михаил Александрович Врубель, Борис Михайлович Кустодиев, Иван Яковлевич Билибин и др.).

На рубеже 19—20 веков модернистские поиски привели к складыванию группы художников, объединившихся вокруг ежемесячного иллюстрированного художественного журнала, посвященного пропаганде творчества русских символистов, «Мир искусства» (Александр Николаевич Бенуа, Константин Андреевич Сомов, Евгений Евгеньевич Лансере, Леон Самойлович Бакст, Николай Константинович Рерих, Игорь Эммануилович Грабарь и др.). «Мирискусники» объявили новые художественно-эстетические принципы, которые противостояли и реалистическим взглядам передвижников, и академическим традициям. Они воспевали индивидуализм, абсолютную свободу искусства от социальных и политических проблем. Главное для них заключалось в красоте и традиции русской национальной, самобытной культуры. Особенное внимание «мирискусники» уделяли воссозданию и переоценке наследия прошлых эпох. Искусство, по мнению «мирискусников», должно мериться и выражаться исключительно личностью художника, оно не должно быть важно само по себе, а лишь как отражение самоценности художника.
В начале 20 века возник «русский авангард». Его представители Казимир Малевич, Роберт Рафаилович Фальк, Марк 3ахарович Шагал и др. проповедовали искусство «чистых» форм и внешней беспредметности. Они стали предшественниками абстракционизма (с его отказом от приближенного к действительности изображения форм), супрематизма (выражаемого в комбинациях разноцветных плоскостей простойших геометрических очертаний), конструктивизма (с его строгим геометризмом и лаконичностью форм) и синтетического направления – кубофутуризма, и оказали значительное влияние на дальнейшее развитие мирового художественного искусства.
В скульптуре второй половины 19 века в основном преобладали реалистические традиции, которые были отражены в творчестве Александра Михайловича Опекушина и близкого к передвижникам профессора скульптуры Марка Матвеевича Антокольского – создателя галереи скульптурных портретов исторических деятелей России. 
Под влиянием импрессионизма в начале 20 века скульпторы Анна Семеновна Голубкина и Сергей Тимофеевич Коненков стали использовать в своем творчестве новые пластические формы и светотеневые контрасты, которые позволяли преодолеть статичность изваяния и создать эффект движения. 

Градостроительство серебряного века было связано с бурным экономическим развитием пореформенной России. Облик городов стали определять не дворцы знати, а здания общегражданского назначения — банки, магазины, вокзалы, доходные дома. 

Для второй половины 19 века была характерна архитектурная эклектика — разнообразие направлений и смешение стилей. 

В начале 20 века в отечественной архитектуре оформились три направления. В стиле модерн были возведены Ярославский вокзал и здание Художественного театра (архитектор Федор Осипович Шехтель), гостиница «Метрополь» (архитектор В.ильям Францевич Валькот) и др. В неорусском стиле использовались мотивы древнерусского зодчества в современной интерпретации (архитектор Алексей Викторович Щусев — Казанский вокзал). Постройки в стиле неоклассицизма: Киевский вокзал (архитектор Иван Иванович Рерберг), Музей изобразительных искусств (архитектор Роман Иванович Клейн) и здание Госбанка (архитектор Иван Владиславович Жолтовский) — возрождали основные принципы архитектурной классики: монументальность, парадность, строгая симметрия. 
 

В заключение


Серебряный век российской культуры, сложившийся под влиянием социально-экономических и политических преобразований в государстве, был отмечен духовными поисками и экспериментами во многих областях. Творчество в самом широком понимании (с уникальной свободной творческой личностью в центре) стало одним из центральных понятий новой культурной эпохи. Творчество становилось категорией универсальной, применимой не только к художественному, но и к научному, к религиозному, философскому, политическому и бытовому аспектам жизни.

Эта эпоха дала серьезный толчок для развития науки и искусства, позволила оценить в сравнении консервативные и новаторские течения, дала возможность вовлечь в культурную жизнь страны значительную часть её населения.
Своеобразное возрождение российских классических идеалов дало основание уже современникам называть серебряный век русским «культурным ренессансом» (Н. Бердяев). Несомненно, что влияние серебряного века на дальнейшее развитие отечественной и мировой культуры было огромно, о чем свидетельствует мировое признание достижений русской культуры. Многие российские исследователи стали почетными членами европейских академий и научных объединений. Имена русских географов запечатлены на географической карте мира. 

Можно смело говорить о том, что Россия серебряного века переживала небывалый творческий подъем, проявившийся в расцвете поэзии и философии, широких морально-нравственных исканиях, расширении сознания. Он отразился также в расширении системы народного образования и сети периодической научной печати, значительных научных успехах, развитии изобразительного и балетного искусства, процветании меценатства, процветанием художественно-общедоступного театра и кино, формирование нового облика городов.
Литература серебряного века стала одним из ярчайших проявлений этого культурного явления. И именно стремление поэтов серебряного века к гармонии и ясности, характерные поэтам века золотого, при осознании невозможности их достижения создает то неповторимое звенящее, надрывное художественное впечатление. Век золотой и век серебряный оказались символически взаимосвязанными эпохами, русский серебряный век обращался к образцам золотого века русской литературы, как например, ранее итальянское возрождение стремилось к античности.

Очень правдиво оценивает серебряный век Т.В. Георгиева: ««Серебряный век» — это сложный, противоречивый взлет, каких очень мало в мировой культуре. Здесь и религиозно-философские искания, и новый тип человека, стремящегося к внутренней свободе духа, и становление либерально-государственной традиции установок на эволюции и реформы. Здесь начало философии ненасилия, создание культурной ауры нового типа. И приходится только сожалеть о том, что все это, в основном, оказалось вне России — в эмиграции». И действительно, сожаления эти безграничны. Но они соединены с восхищением теми, кто и вдали от родины остался хранителем ее культурных традиций, кто не просто сберег их, но и дал им всемирную известность и влияние.

Таким образом, в результате изучения материала можно сделать вывод о наличии несомненного огромного значения Серебряного века для всей культуры России и великом потенциале оставленного этой эпохой наследия, которое способствовало дальнейшему развитию и процветанию отечественной культуры, несмотря на экономические и политические катастрофы, пришедшие в следующие за ней годы.
Расцвет духовной культуры, который пришел с серебреным веком, происходил благодаря слиянию индивидуального и общественного, божественного и технократического, творческого и деятельностного начал, их синтезу и взаимному обогащению. 

Серебряный век стал одним из немногих в отечественной истории периодов, заключивших в себе «концентрированные перемены» не только во внешних проявлениях, но и во внутреннем самосознании русского человека. Именно эти перемены на долгие последующие годы стали катализатором непрерывного, пусть порой и скрытого от поверхностных взглядов, культурного развития.

Говорить о достижениях в культуре, завоеванных благодаря серебряному веку, можно бесконечно. Но одно останется самым главным во всех этих словах: серебряный век стал мощным фундаментом для дальнейшего развития культуры России, вплоть до наших дней. И возможно современный упадок культуры нельзя остановить без нового всплеска, хоть отдаленно напоминающего серебряный век. Возможно, происходящие в настоящее время социально-политические изменения в отечественном и мировом сообществе поспособствуют новому подъему культуры общества.

Серебряный век, пожалуй, не может сравниться ни с какой другой эпохой российской культуры по своему значению в культурном прогрессе страны. Именно он, со своей противоречивостью дал ту энергию, которую можно использовать многие годы спустя. Именно он был настолько разнонаправлен, что давал возможность мыслить и творить людям совершенно разным, быть успешными в самореализации приверженцам порой противоположных идей. Именно он дает и по сей день возможность искать и находить все новые идеи для творческого процесса.


© Copyright: Анастасия Артемьева, 16 июля 2019

Регистрационный номер № 000277293

Поделиться с друзьями:

Предыдущее произведение в разделе:
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий