Рассказы

ИНТУИЦИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ

Добавлено: 16 ноября 2017; Автор произведения:Игорь Носков 55 просмотров
article248943.jpg

  

        "Ничто так не научает, как сознание своей ошибки.
          Это одно из главных средств самовоспитания."
                Карлейль Томас (1795-1881) английский писатель


     Каждый следователь должен уметь проводить расследование по любому составу преступления. Так оно на практике и происходит. Начальник следственного отдела, получив материалы доследственной проверки, проведённой органом дознания по факту совершённого общественно опасного действия, с учётом загруженности каждого следователя, поручает кому-либо из следователей рассмотреть материал для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. Безусловно, при этом обращается внимание на профессионализм и опыт сотрудников следственного аппарата. Нет смысла поручать следователю-новичку расследование громоздкого дела с группой подозреваемых, в котором есть много эпизодов их преступной деятельности, существует необходимость в проведении сложных экспертиз и т.д.

     Однако есть категория таких дел, которые согласно изданному письменному приказу расследуются только одними и теми же следователями. Это связано со спецификой расследования подобных дел. К ним относятся дела, возбуждённые по хозяйственным преступлениям, выявляемым сотрудниками ОГСБЭП, ранее-ОБХСС, и по расследованию ДТП. Дела последней категории поручаются в первую очередь тому, кто сам может управлять транспортными средствами, и отлично знает правила дорожного движения. По делам о ДТП обязательно проводятся различные экспертизы, в том числе судебно-медицинские и авто технические. Прежде чем назначить авто техническую экспертизу, в большинстве случаев проводится воспроизведение обстоятельств события ДТП. Это крайне сложное и трудоёмкое процессуальное действие, на которое приходится тратить очень много времени с привлечением водителей-участников ДТП, очевидцев, понятых, судебно-медицинских и автотехнических экспертов, а при необходимости, других специалистов. Воспроизведение для фиксирования многочисленных замеров должно производиться только в обстановке, максимально соответствующей той обстановке, которая была во время ДТП. Заключение авто технической экспертизы напичкано различными математическими формулами, в которых следователь должен разбираться не хуже самого эксперта с тем, чтобы он мог самостоятельно проверить правильность проведенных им расчётов. Судьба водителя часто зависит в основном от заключения авто технической экспертизы, которая отвечает на главный вопрос: имел ли водитель техническую возможность предотвратить ДТП.  В положительном и отрицательном случаях должны быть чётко указаны основания сделанного вывода. С учётом всех экспертиз и собранных по делу доказательств,  следователь принимает окончательное решение о виновности или невиновности конкретного водителя. Описать полностью работу следователя, расследующего ДТП, невозможно, так как существует много существенных нюансов, которые следователь не должен ни в коем случае упустить.

     Был период в моей следственной практике, когда я несколько лет занимался расследованием уголовных дел, возбуждённых по фактам ДТП. За моими плечами был большой опыт этой сложной работы, так как через мои руки прошёл не один десяток подобных дел. В процессе служебной деятельности необходимо по заданию начальника следственного отдела передавать свой опыт другому следователю, который в случае необходимости мог проводить расследование по этим сложным делам.  Дежурный следователь в течение суток выезжает на любые совершённые преступления, кроме ДТП. На это происшествие для осмотра и проведения всех необходимых замеров выезжает следователь-специалист по расследованию таких дел. Получается большая нагрузка на одного следователя. Поэтому, как правило, расследованием дел по ДТП занимаются два и более следователя в зависимости от общего количества работающих следователей и интенсивности совершения ДТП. Если уменьшается количество дел по ДТП, следователю поручаются дела другой категории. Вот что значит следователь-профессионал.

     Меня вызвали на осмотр ДТП на автодороге, ведущей из одного района города в его центр. Только в одном месте этой дороги, сразу же за проезжей частью, тянулся десяти метровый ров. Его глубина была не большой, не более трёх метров. Это обстоятельство предотвратило трагические последствия, окажись ров глубоким. В нём на боку лежал сдвоенный пассажирский автобус "Икарус." На месте были работники ГАИ, водитель автобуса, главный инженер АТП и пассажиры, которые от падения автобуса нисколько не пострадали. Несколько человек с ушибами, резанами ранами и переломами конечностей были доставлены в больницу. Некоторых срочно оперировали.

     Прежде чем начать проводить осмотр с многочисленными измерениями, коротко переговорил с главным инженером автомобильного предприятия, которому принадлежал автобус. Он дал водителю с громадным водительским стажем самую блестящую характеристику: член КПСС, большой труженик, прекрасный семьянин, имеющий внуков, не пьющий, передовик производства. За трудовые заслуги имеет два ордена Трудового Красного знамени, а также другие ордена и медали, многочисленные поощрения. Это первое в его жизни грубое нарушение правил дорожного движения. Управляя автобусом на дороге с уклоном в сторону города, выехал на полосу встречного движения и продолжал двигаться влево, пока автобус ни свалился в канаву. Следов торможения на дороге не было. Хорошо, что в этот момент не было никакого встречного транспорта. Почему водитель выехал на полосу встречного движения, осталось загадкой, даже для самого водителя.

     Получив информацию от главного инженера, после этого выслушал водителя. С его слов он себя чувствовал нормально, на здоровье не было никаких жалоб. Погода была солнечная. Видимость прекрасная. Перед ДТП, управляя автобусом, ни на что не отвлекался. Спускаясь с горки в сторону города, не видел встречного двигающегося транспорта или каких-либо преград, чтобы заставило бы уводить автобус от столкновения. Дорогу в этот момент никто не перебегал. Ему казалось, что он едет прямо по своей полосе движения, никуда не сворачивая. Он не сообразил, почему автобус стал сваливаться в канаву, расположенную слева по ходу движения. Только когда вылез невредимым из автобуса, понял что автобус выехал на полосу встречного движения, пересёк её и свалился в канаву. Торможения не применял, так как в этом не было необходимости. Никак не мог понять, как такое могло случиться. Ему казалось, что он всё время движется правильно, только  по своей стороне дороги, которая разделительной полосы не имела.

     Я приступил к описанию в протоколе ДТП, а из головы не выходила мысль, как водитель-профессионал не увидел, что выехал на полосу встречного движения и продолжал двигаться в том же направлении, пока автобус ни свалился в ров. "Скорее всего, всё-таки чем-то отвлёкся, что и привело к ДТП", -думал я. Такое бывает очень часто. Но в большинстве случаев водители не хотят признаваться в этом, выдумывая другие причины, чтобы избежать ответственности. На всякий случай решил, что надо будет в процессе следствия обязательно назначить экспертизу по зрению водителя. Может быть, у него не всё хорошо со зрением, но он не хочет в этом признаваться, чтобы не лишиться работы. В общем, время покажет. Ранее никогда не приходилось это делать, так как не было такой необходимости.

     После осмотра ДТП я вместе с водителем поехал на милицейской машине в УВД, чтобы зафиксировать его показания в протокрле. Водитель очень переживал, и не так за себя, за своё будущее, как за пассажиров, доставленных в больницу. Когда мы проезжали мимо поликлиники водников, я попросил водителя остановить машину. Пригласив с собой водителя автобуса, направился в поликлинику. Найдя глазного врача, попросил тщательно проверить зрение водителя. Врач любезно согласился выполнить мою просьбу. Сначала показал ему, как при любом обследовании зрения, таблицу с буквами. После этого завел в тёмную комнату с различной аппаратурой.

     Выйдя оттуда, врач в категорической форме заявил, что у водителя резко сузился угол зрения. Он не видит боковым зрением. Именно за счёт бокового зрения человек видит не только то, что происходит прямо перед ним, но всё то, что имеется справа и слева от него, так как общий угол зрения обоих глаз составляет 190 градусов. Водитель в то время видел, куда бы ни повернул голову, только прямо перед собой. Я, конечно, задал вопрос о причине такого изменения в зрении. Врач сказал, что чаще всего это происходит из-за спазма сосудов головного мозга, который по разным причинам может наступить в любой момент. Как долго спазм будет продолжаться, ни один врач не скажет, так как это зависит от многих причин, времени и лечения. Может неожиданно исчезнуть сам по себе, как и появился. Я получил подробную письменную справку по итогам исследования зрения водителя, подписанную врачом и заверенною печатью. Эта справка в дальнейшем сыграла большую роль в судьбе водителя.

     Так как некоторым пассажирам в результате ДТП были причинены тяжкие телесные повреждения, что является отягчающим вину обстоятельством, то мною было возбуждено уголовное дело по ч.2 ст.215 УК, санкция которой предусматривает лишение свободы. Назначил все необходимые судебные экспертизы, в том числе по зрению водителя. Кстати, после первых спазматических уколов на момент проведения экспертизы зрение водителя восстановилось и возвратилось в прежнее, нормальное состояние. Экспертиза проводилась специалистами НИИ областного центра с предоставлением для изучения уголовного дела, к которому была приобщена справка результатов первичного исследования зрения водителя. Эксперты на основании тщательного исследования здоровья водителя пришли к выводу, что из-за возраста мозг водителя был предрасположен к спазмам кровеносных сосудов. Водитель перенёс микро инсульт, который повлиял на зрение.

     По этим основаниям водитель не мог нести уголовную ответственность за нарушение правил дорожного движения, так как в его действиях отсутствовал состав преступления, предусмотренный выше указанной статьёй уголовного кодекса. Согласно действующему законодательству материальный ущерб, причинённый пассажирам, был возмещён автотранспортным предприятиям.

     Конечно, заслуженный, добросовестный трудяга-водитель был очень рад прекращению уголовного дела. Он отлично понимал, что если бы тогда я сразу же после ДТП не показал его глазному врачу, всё могло для него закончиться совсем по-другому. Я был рад не меньше водителя такому исходу дела. Видимо, тогда у меня сработала выработанная на основании большого опыта интуиция следователя, которая натолкнула немедленно, не откладывая на потом, показать глазному врачу водителя, хотя он не высказывал никаких жалоб на зрение. Не уверен, что будь молодым без должного опыта следователем, поступил также. А это значит, водитель был бы привлечён к уголовной ответственности. Обвинение выглядело бы стандартно примерно так: водитель, управляя автобусом, не справился с рулевым управлением, в результате чего выехал на полосу встречного движения и т.д. Конечно, был бы осуждён. Он, как и следователь, так бы не узнали, что причиной ДТП стал кратковременный спазм сосудов головного мозга. Водитель отбывал бы наказание, не будучи виновным в ДТП.
 


© Copyright: Игорь Носков, 16 ноября 2017

Регистрационный номер № 000248943

Поделиться с друзьями:

Предыдущее произведение в разделе:
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: +1 Голосов: 1
Комментарии (2)
Добавить комментарий
Sall Славик/оf # 16 ноября 2017 в 21:44 0
yes4
Игорь Носков # 16 ноября 2017 в 23:09 +1
Большое спасибо! 29-4763030c16b495506fea1c851df62397
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев