Рассказы

Свобода без прикрас

Добавлено: 30 августа 2019; Автор произведения:Михаил Кедровский 356 просмотров



     Летом 1879 года в Париже разгневанный народ под предводительством масонов-революционеров взял Бастилию. В ту же ночь самые крутые из новоявленных начальников-бунтарей, провозгласившие свободу, равенство и братство, пошли вместе с куртизанками праздновать и развратничать в Собор Парижской Богоматери. Все эти люди впоследствии погибли в расцвете сил и лет, чаще всего под ножом гильотины – самого гуманного орудия убийства в мире.

     Когда провозглашенные «гражданами» обыватели устали в массовом порядке мутузить друг друга до смерти, а Бонапарт твердой рукой остановил беспорядки в   Париже, нужно было как-то идеологически обосновать мятеж, переворот, революцию и гражданскую войну. Будущий император Наполеон дал указание Академии наук набросать простые и внятные объяснения случившегося безобразия.

     Эти составленные наспех тезисы, касавшиеся в основном свободы, до сих пор сохраняются как некие стереотипы в головах людей, считаются истиной и руководством к действию. Называются они «Декларацией прав человека и гражданина». В ней утверждается, что нужно говорить не о свободе вообще, а о свободе личности. В древние времена эта свобода была противоположна рабству, в Средние века она входила в противоречие с феодальной зависимостью, абсолютизмом и крепостничеством. В итоге: люди вынуждены были бороться за свободу веками и победили.

     В чем же заключается эта победа, спросил будущий великий полководец, положивший на полях сражений порядка четверти мужского населения Франции. Ученые задумались и решили писать новую бумагу. Так родилась конституция. Бедные оставались по-прежнему бедными, богатые – богатыми. Зато имелся документ, обеспечивающий их права. Таким образом, бумага уже давно важнее человека…

     Человек есть ложь, не раз читаем в Священном писании. И ложь эта прогрессирует. Сегодня свободы личности гораздо меньше, чем в Римской республике периода ее расцвета. Там сменяемость властей происходила ежегодно, две партии оптиматов и популяров по-настоящему без сделок боролись за власть, существовали сенат и соперничающее с ним народное собрание. Противоправные решения консулов могли отменить избранные всеобщим голосованием народные трибуны…

     Когда Цицерон приехал из провинции завоевывать Вечный город, то ему потребовался секретарь для адвокатской деятельности. Он купил раба-грека по имени Тирон. Этот невольник ухитрялся записывать всё, что происходило в зале суда – речи обвинителей и защитников, прения сторон, мотивировку решений. Тирон оказался изобретателем стенографии. Ее иногда по старинке именуют «тироновым письмом». Потом он вел протоколы заседаний сената, участвовал в составлении важных постановлений и стал миллионером, поскольку его работа высоко ценилась.

     Цицерон порой занимал у своего раба деньги, особенно, будучи первым человеком в Риме – консулом, ибо консулы по традиции оплачивали из собственного кармана многочисленные общественные мероприятия. Он предлагал не раз даровать Тирону свободу. Тот неизменно отвечал отказом: мол, зачем мне она – ведь ты за меня несешь ответственность, а я за себя не хочу. Тирон, оставаясь невольником, скончался в возрасте девяноста девяти лет в своем имении в престижном курортном городке Путеолы. Марк Туллий Цицерон прожил немногим более шестидесяти лет и был обезглавлен по приказу триумвира Марка Антония, которого великий оратор сильно достал едкими и остроумными речами на Форуме…

     В Средние века отец Реформации Мартин Лютер носился с идеей детерминизма. Иными словами, он утверждал, что весь сюжет жизни расписан по пунктам, что судьба человека абсолютно предопределена и изменить ничего нельзя. Если ты, скажем, чего-либо своровал или покусился на хорошенькую служанку, то таково было предначертание свыше. В почтенные годы, став знаменитым диссидентом и богачом, Лютер сбросил монашескую рясу и женился на молодухе…

     Теперь – по существу. Свобода делать добро очень обременительна и тяжела. Надо не врать, не воровать, жить с одной женщиной, постоянно трудиться, никого не осуждать, ни над кем не властвовать, ни перед кем не хвастаться, быть скромным во всем, не стремиться к известности, протягивать руку нищему и делать еще многое другое малоприятное. Свобода делать зло – в сто раз заманчивее: она позволяет человеку удовлетворять свои похоти. Он тянется к этой свободе по неведению о неизбежной расплате за содеянное окаянство уже при этой жизни. Расплата бывает разной: и здоровьем, и тюрьмой, и сумой, и насильственным уходом.

     В Священном писании слово «свобода» не упоминается. Там говорится о Божьей воле и человеческой воле. Если они совпадают хотя бы в наших намерениях, то человек проживет свой короткий отрезок земного пути бодро, спокойно и смерть его будет легка. «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Эти слова принадлежат Пушкину, который не сумел побороть зла, но слышал Бога, ибо был гением.

     Первым «свободолюбцем» считается сатана, его желание освободиться от Бога (законопослушного существования) связывают с непомерной гордыней. Возможно, кто-то не знает, но он проиграл и потерял власть в духовном мире. А именно в духовном пространстве мы и обретаем настоящую свободу.


© Copyright: Михаил Кедровский, 30 августа 2019

Регистрационный номер № 000278202

Поделиться с друзьями:

Предыдущее произведение в разделе:
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий