150 лет назад, в 1873 году, впервые без цензурных поправок был опубликован текст пьесы М. Ю. Лермонтова «Маскарад», хотя к представлению на сцене (с купюрами) пьеса была разрешена в 1862 г.
Пьеса написана в 1835 году, впервые опубликована в 1842 г. (с купюрами). В публикации при жизни Лермонтова ему отказывали, вынуждая к многочисленным переделкам, отсюда – несколько её вариантов.
Предполагается, что замысел драмы возник в начале 1835 года. Ранняя редакция известна нам не полностью. В начале октября 1835 года Лермонтов представил в драматическую цензуру при III отделении императорской канцелярии вторую редакцию «Маскарада», пытаясь получить разрешение на постановку драмы в Петербургском театре. В разрешении ему было отказано. Цензор, в частности, мотивировал отказ так: «Я не знаю, сможет ли пьеса пойти даже с изменениями; по крайней мере, сцена, где Арбенин бросает карты в лицо князю, должна быть совершенно изменена. Возможно, что вся пьеса основывается на событии, случившемся в нашей столице. Я не понимаю, как автор мог допустить такой резкий выпад (стр. 47) против костюмированных балов в доме Энгельгардтов…».
Очевидно, Лермонтов действительно имел сведения о случае, происшедшем в Петербурге и связанном с балами-маскарадами в доме Энгельгардтов. После окончания юнкерской школы в декабре 1834 года Лермонтов часто посещал эти балы, которые пользовались большим успехом в светском обществе, и, конечно, был в курсе всей петербургской великосветской хроники.
Так называемый дом Энгельгардтов широко известен в Петербурге.
Ныне это памятник архитектуры на пересечении набережной канала Грибоедова и Невского проспекта. В 1759 – 1761 гг. на этом месте был выстроен трёхэтажный особняк. У него были впоследствии разные владельцы и разные арендаторы. Особенность этого дома в том, что он был специально приспособлен для публичных концертов, балов, благотворительных вечеров и т. п. Ещё с начала Х1Х века здесь проходили концерты Петербургского филармонического общества, позже – вечера Дворянского и Малого Мещанского собраний. В Филармоническом зале в разные времена выступали Рихард Вагнер, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Иоганн Штраус-младший, Михаил Глинка и другие российские и мировые музыкальные знаменитости.
В 1835 году, когда Лермонтов работал над своей драмой, пользовались шумным успехом проходившие в этом доме публичные маскарады (в 20-е – 30-е годы Х1Х века дом принадлежал Ольге Михайловне Энгельгардт, чей муж, полковник Василий Энгельгардт, продолжал по традиции проводить музыкальные вечера, а также устраивал костюмированные балы (по-тогдашнему – «маскерады»)).
Знаменит дом Энгельгардтов был не только балами, и Лермонтов посещал его не только в связи с балами. В 1823 – 1828 годах на первом этаже дома помещалась книжная лавка Ивана Слёнина, в которой бывали Александр Пушкин, Василий Жуковский, Иван Крылов, Пётр Вяземский, Кондратий Рылеев и другие литераторы. В 1845 – 1850-х годах здесь разместится книжная лавка Александра Смирдина.
Неудивительно, что цензор так резко отреагировал на лермонтовское изображение балов-маскарадов, место действия которых было для цензора несомненно. Лермонтову предложили сделать ряд поправок. Известно, что пьесу Лермонтова (на основании отзыва цензора) запретил сам граф Бенкендорф. Лермонтов хотел увидеть свою пьесу изданной и поставленной на сцене, а потому внёс некоторые поправки. На представленную в драматическую цензуру при III отделении императорской канцелярии следующую редакцию «Маскарада» цензор дал своему непосредственному начальнику такой отзыв: «…Ваше превосходительство мне высказало желание графа (имеется в виду граф Бенкендорф. – Г. З.), чтобы пьеса была изменена автором так, чтобы она оканчивалась примирением между г-ном и г-жой Арбениными. Автор не счел необходимым сделать надлежащие выводы из этого замечания. В новом издании мы находим те же самые непристойные нападки на костюмированные балы в доме Энгельгардта, те же дерзости против дам высшей знати. Автор пошел на то, чтобы присоединить новый конец, не тот, какой был, но далеко не такой удачный, какой ему указывали. Арбенин отравляет жену; при этой сцене присутствует Неизвестный. Арбенина умирает. Ее смертью заканчивалась пьеса в первой редакции. Теперь автор прибавил еще один акт. Неизвестный и князь являются к Арбенину; первый сообщает Арбенину, что 7 лет тому назад этот последний выиграл у него всё его состояние и что с тех пор он поклялся отомстить за себя. Он обвиняет Арбенина в отравлении своей жены и объявляет ему, что она была невиновна. Князь подтверждает это и вызывает Арбенина на дуэль, но тот, потрясенный известием, что его жена невиновна, теряет рассудок. Драматические ужасы наконец прекратились во Франции; так неужели их хотят возродить у нас? Неужели хотят и у нас внести яд в семейную жизнь? Женские моды, изношенные в Париже, приняты и у нас; это вполне невинно, но желать, чтобы у нас были введены чудовищные драмы, от которых отказались уже и в самом Париже, — это более чем ужасно, этому нет названия» (см. «Примечания» к пьесе «Маскарад». – Г. З.). Цензура дала заключение: «Убрать до востребования. В театре позволено к представлению быть не может».
«В феврале 1837 года, в своем «объяснении» по делу о «непозволительных стихах на смерть Пушкина» Лермонтов в таких словах сформулировал печальный итог попыткам провести «Маскарад» через драматическую цензуру и увидеть его на сцене театра: «Драма „Маскарад“, в стихах, отданная мною в театр, не могла быть представлена по причине (как мне сказали) слишком резких страстей и характеров и также потому, что в ней добродетель недостаточно награждена» («Вестник Европы», 1887, т. 1. стр. 341).
Запрещение «Маскарада» в январе 1836 года привело к созданию еще одной — пятиактной редакции драмы, отличающейся от всех предшествующих. Лермонтов даже счел нужным дать ей новое заглавие — «Арбенин», которое переносило внимание с символического обобщенного образа светского «маскарада» на личную драму Арбенина. В пьесе значительно смягчены нападки на светское общество, изменились образы Звездича, Нины, Казарина, иначе изображен и Арбенин. Изменен и самый сюжет» (см. «Примечания» к пьесе «Маскарад». – Г. З.).
Драма «Арбенин» была также запрещена цензурой 28 октября 1836 года.
Таким образом, при жизни Лермонтова пьеса «Маскарад» не была ни напечатана, ни поставлена, несмотря на авторские переделки и деятельное участие друзей и издателей (Святослава Раевского, Андрея Краевского и др.).
В 1853 году в московском Малом театре были представлены «Сцены» из «Маскарада». В 1862 году «Маскарад» был поставлен на сцене Малого театра в Москве уже как целостный спектакль, а в 1864 году пошёл на сцене Александринского театра в Петербурге. Поскольку полного текста драмы до 1873 года опубликовано не было, то постановки осуществлялись по известным тогда источникам.
"В «Маскараде» отражено широко распространенное в среде русского дворянства 1830-х годов увлечение карточной игрой. Правительство Николая I пыталось даже вести с нею борьбу, о чем у Лермонтова есть в одном из монологов Казарина упоминание, правда, вычеркнутое: За то, что прежде, как нелепость, Сходило с рук не в счет бедам, Теперь Сибирь грозится нам И Петропавловская крепость. Широкое распространение карточной игры в то время отражено в ряде произведений русской литературы: «Игроки» Шаховского, «Игрок в банк» А. Яковлева, «Семейство Холмских» Д. Бегичева, «Пиковая дама» Пушкина, «Игроки» Гоголя и др." (см. «Примечания» к пьесе «Маскарад». – Г. З.). Таким образом, персонажи пьесы – все: и Арбенин, и Казарин, и остальные игроки-картёжники – принадлежат к одному и тому же сословию тогдашнего российского общества – дворянству, потому и вращаются они в высшем свете, потому и имеют доступ в аристократические дома. Ошибочно думать, что кто-либо из них является выходцем из иных социальных слоёв. Так что, не в пример Евгению Онегину, Евгений Арбенин нашёл для себя в свете не только действенное средство от хандры, но и прибыльное занятие для повесы-мота…
Но главное в пьесе – это изображённые Лермонтовым на примере главного персонажа и его окружения типичные нравы и обычаи всего современного ему великосветского общества. Это изображение, возмутившее цензоров и оставшееся, несмотря на авторскую правку, в основе своей почти не смягчённым во всех последующих редакциях пьесы, и составляет её суть.
Это вызывает к жизни ряд важных вопросов, неминуемо встающих перед современными постановщиками пьесы.
Как относиться к ней? Великосветское общество лермонтовской эпохи не существует, как и сами сословия дворянства и его аристократии.
Воспринимать и ставить как историческое свидетельство о лермонтовской эпохе? Интересно, но актуально ли?
Актуализировать, смикшировав акцент на сословности, «не заметить» её, спроецировать на современное общество? Но это будет уже не лермонтовский «Маскарад». Недаром, выводя на сцену московского театра имени Моссовета шекспировского Ричарда Третьего, моссоветовцы предупреждают: «Сценическая версия театра в двух частях», – тем более, что ими предпринято сокращение списка действующих лиц шекспировской пьесы и сделаны текстовые перемещения из одной «Хроники» в другую. Лермонтовская пьеса – не историческая хроника, она не столь многогеройна и объёмна, но к проблеме восприятия и изображения эпохи, довольно далеко отстоящей от нас по времени, здесь, кстати, тоже добавляется проблема жанрового своеобразия пьесы. Только жанровое своеобразие здесь иного плана. Лермонтовский «Маскарад» – РОМАНТИЧЕСКАЯ драма. Романтизм как направление изжил себя ещё в Х1Х веке…
Тем не менее, лермонтовская драма «Маскарад» идёт ныне на московских сценах и сценах других российских театров. Каждый из них находит свой вариант решения проблемы её постановки.
Рассмотрение пьесы с позиций особенностей её жанровой и образной структуры было бы интересно для читательского и зрительского восприятия её нашими современниками. Заложены ли в пьесе Лермонтова признаки реалистического подхода к изображению жизни и людей? Можно ли найти эти признаки (или хотя бы намёки на них) и опереться на это в нашем нынешнем восприятии «Маскарада»?..
Г. Я. Зленько (Лина Яковлева)
© Copyright: Лина Яковлева, 17 февраля 2023
Регистрационный номер № 000301268