Эссе и статьи

“О ЖИВОПИСИ И… О ЕЕ МАССОВОМ ПОТРЕБЛЕНИИ” (РАЗМЫШЛЕНИЯ ДИЛЕТАНТА)

Добавлено: 14 мая 2014; Автор произведения:Людмила Демьяченок 970 просмотров
article83289.jpg

Этот, кажущийся неожиданным, экспромт возник у меня в результате посещения подруги – умной, вдумчивой, с большим жизненным опытом, мнение которой я очень ценю и уважаю.
– Я хочу посетить выставку Никаса Сафронова, – заметила она.
Да, что и говорить. Эта выставка в новом замке была для Гродно настоящим событием. Даже по дороге в гости в автобусе звучало приглашение непременно посетить выставку “художника – гения современности”. Вот так, и не больше, и не меньше…
Здесь в своем вольном повествовании я позволю себе переключиться на воспоминания давно прошедших лет. С самой ранней поры, как только я начала себя осознавать, память этих детских лет сохранила полотна, писанные маслом, на стенах нашей однокомнатной квартиры.
Это были копии  из Третьяковки, подаренные нам родственником бабушки, Ленинградским художником – скульптором. Незабываемые полотна! Щемящий душу, трогательный “Московский дворик” Поленова, широкая размашистая “Рожь” Шишкина и вся наполненная весенним гомоном “Грачи прилетели” Саврасова.
Именно с ними связаны мои первые шаги, мой интерес к живописи. В нашем доме всегда были журналы и книги по искусству. Помню тот непередаваемый, особый запах роскошного, с великолепной полиграфией, журнала “Искусство”. Здесь были серьезные статьи и обзоры, которые я в силу разумения 10 с небольшим годов, старалась постичь.
Я собирала репродукции картин из журнала “Огонек”, сама уже отыскивала в библиотеках статьи о живописи, о художниках. Наверное, подобный путь проходят многие подростки и это неплохо.
Искусствоведом мне не пришлось стать, но интерес к искусству идет рядом со мной по жизни. Думаю, что он во многом сформировал меня, мое отношение к окружающему.
Я четко осознаю, что пониманию искусства надо учиться. И это труд, это тяжкий труд, требующий усилий души, труд длиною в жизнь.  Нет и не может быть легкого, бездумного, потребительского отношения к искусству. Оно этого не простит.
Легковесность, незрелость суждений…
Как раз в эти дни в Гродно проходит уличная выставка арт-проект ZABOR. Четыре художника выставили свои работы прямо в центре города. Р. Вашкевич, С. Каваль, В. Стальмахов и Ю. Яковенко представили на обозрение серии работ в совершенно разных стилях и направлениях. Актуальное искусство, маньеризм, примитивизм, графика.
Есть и общее – тема родной Беларуси. Их творчество, очень позитивное, дает простор фантазии, воображению. А главное – заставляет думать.
Минский художник Р. Вашкевич работает в стиле концептуального искусства. Его работы напоминает о нашем знаменитом соотечественнике – Марке Шагале. Гродненский художник Ю. Яковенко выставил графическую серию под названием “Хичкок и Дали”.Чувствующаяся в работах ирония, элементы сюрреализма делают эту серию особо привлекательной.
Вообще-то, здорово! Искусство выходит на улицы, в массы. Но… Готовы ли массы оценить его?
Вот отрывки из разговоров, невольным свидетелем которых мне пришлось стать:
– Смотри – прикольно!!!
– Тоже мне, рисовать не умеет. Я бы тоже так смогла…
Дальше можно не продолжать…
Эти реплики отпускала группа совсем еще молодых людей. Люди постарше проходили мимо, иногда окидывая ZABOR недоуменным взглядом. 
Наблюдаемая  сцена, живо напомнила мне услышанное в Лувре из уст “интеллигентной” минчанки выражение: “Красиво нарисовано.” И это все, что она увидела…
Я возвращаюсь опять к тому, о чем говорилось ранее. Чтобы воспринимать искусство, надо быть к этому ПОДГОТОВЛЕННЫМ. Иначе, зачастую, мнение людей выливается в такое покоробившее меня  суждение. И тогда становятся понятны все аплодисменты, собранные, к примеру, Н. Сафроновым и другими не менее предприимчивыми художниками. Но, об этом – ниже.
Итак, надо быть подготовленным к восприятию искусства. А, как? Это уже другой вопрос. Уверена, эта уличная выставка носит именно просветительский характер. Это первые шаги навстречу, к этим самым массам. Верю, что кто-то остановится, задумается, задаст себе вопрос, почему так? И, возможно, с этого начнется этот самый нелегкий путь познания.
В своих путешествиях мне довелось побывать во многих самых знаменитых музеях мира. Еще в Советское время не однажды была в Эрмитаже и Русском музее Ленинграда, в Московском Пушкинском музее, любовалась полотнами Ф. Хальса в Одесском музее Западно-Европейского искусства, замечательная галерея Айвазовского в Феодосии.
Уже сейчас я посетила Парижский Лувр, музей Прадо в Мадриде, знаменитую Дрезденскую галерею, прославленную галерею Уффици, что во Флоренции, в Ватикане восхищалась гениальным творением Микельанджело – Сикстинской капеллой. Этим летом мне посчастливилось бродить по залам замечательного музея современного искусства д, Орсе в Париже.
Это огромное счастье. Иметь возможность увидеть, прочувствовать весь путь, пройденный человечеством на протяжении веков. Эти впечатления – то, что всегда останется со мной. Это мое богатство.
Ну, а как же выставка Н. Сафронова? Имя этого художника не сходит с экранов TV. Светские тусовки, значительные знакомства, хорошие гонорары… Портреты знаменитостей, отлакированные, бросающиеся в глаза “красивостью”.
Выставка в Гродно, как было объявлено, в духе сюрреализма. А как же! Сюрреализм нынче в моде! Все, что делает Н. Сафронов – в моде. Но, может, я не права? Может, во мне говорит “черная зависть” к богатым и успешным? А, как же искусство? Как оценивают его творчество те, которые имеют на это полное право?
О разгоревшихся скандалах рассказывает всезнающая Википедия. Отрицая слова Н. Сафронова, данные в интервью, директор Эрмитажа Пиотровский сказал, что никаких полотен этого художника Эрмитаж не приобретал. Вот так!
“Ряд отрицательных характеристик в адрес творчества Сафронова от искусствоведов: директора мультимедийного комплекса актуальных искусств Ольги Свибловой, зав. отделом живописи второй половины XX векаГосударственной Третьяковской галереи Натальи Александровой и доцента Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова Ивана Лубенникова.”
Сафронов писал портреты многих политических и общественных деятелей, артистов шоу-бизнеса.

В 2006 г. в интервью газете «Труд» Сафронов заявил, что три его картины куплены Эрмитажем. 17 октября 2008 г. в передаче 1 канала ТВ «Гордон Кихот» с участием Сафронова был процитирован ответ директора Эрмитажа Пиотровского на запрос, заявившего, что никаких картин Сафронова Эрмитаж не покупал. В ответ Сафронов заявил, что имелись в виду так называемые «бисквиты», слепленные из пластилина, потом вылитые в специальную форму, и расписанная тарелка. В той же передаче прозвучал ряд отрицательных характеристик в адрес творчества Сафронова от искусствоведов: директора мультимедийного комплекса актуальных искусств Ольги Свибловой, зав. отделом живописи второй половины XX векаГосударственной Третьяковской галереи Натальи Александровой и доцента Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова Ивана Лубенникова[3].

В 2002 году вокруг работ Сафронова разгорелся скандал. Покупатели обнаружили, что портреты представляют раскрашенные краской фотографии. Первый обратил на это внимание бывший министр внутренних дел России А. Ф. Дунаев, заплативший за портрет Путина две тысячи долларов. Согласно газете «Известия» таких портретов в России больше, чем настоящих произведений Сафронова. Последний обвинил в несанкционированном изготовлении этих портретов своего продюсера Александра Гайсина. Гайсин, в свою очередь, заявил, что производство поддельных полотен осуществлялось с разрешения самого Сафронова. Гайсин заявил, что даже портрет ульяновского губернатора В. А. Шаманова, торжественно вручённый генералу Сафроновым, не что иное, как раскрашенный рисунок[4].

http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Сафронов,_Никас_Степанович

 Эти неприглядные истории, признаюсь, с удивлением позаимствованы мною  из Википедии, что подтверждает имеющаяся здесь же сноска.
Нет, я не пойду на выставку Н. Сафронова, билет на которую стоит больше, чем  билет в Эрмитаж. Такие “модные” художники были, вероятно, во все времена. Только их полотна никогда не будут украшать залы лучших музеев мира. А это самая главная оценка творчества ХУДОЖНИКА.
Вот, пожалуй, и все, о чем я хотела поведать Вам, любезные мои читатели.
А еще, приглашаю Вас высказать свои мнения. Включайтесь в разговор.
30 ноября 2013 года                                 Гродно Беларусь
PS Этот отрывок из повести Агаты Кристи “Шестнадцать лет спустя” я привожу в продолжение моим записям о восприятии живописи:
 ” — Художники! – презрительно сказал бывший начальник полиции. – Искусство! Я никогда не понимал его и никогда не пойму. Если бы видели картину, которую писал Крэль! На ней все вкривь и вкось! А у девушки такой вид, точно у нее болят зубы. Омерзительно! Я после этого долго не мог выкинуть ее из головы, даже видел во сне. И, знаете, она подействовала мне даже на зрение. Я все начал видеть таким, как там нарисовано: и деревья, и стены, и… и даже женщин.
Пуаро улыбнулся.
– Вы, сами того не подозревая, очень высоко оценили сейчас искусство Крэля.
— Чепуха. Почему художник не может нарисовать так, чтобы было красиво?”
16 декабря 2013 года                                       Гродно, Беларусь


© Copyright: Людмила Демьяченок, 14 мая 2014

Регистрационный номер № 000083289

Поделиться с друзьями:

9-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия.
Предыдущее произведение в разделе:
10-я Гвардейская штурмовая авиационная дивизия.
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: +1 Голосов: 1
Комментарии (2)
Добавить комментарий
Светлана Астахова # 14 мая 2014 в 17:58 0
СОВЕРШЕННО С ВАМИ СОГЛАСНА. Я ТОЖЕ ПОИНТЕРЕСОВАЛАСЬ ТВОРЧЕСТВОМ САФРОНОВА, ПОСЛЕ ОДНОЙ ТЕЛЕПЕРЕДАЧИ О НЕМ. В ИНТЕРНЕТЕ ОПУБЛИКОВАНЫ ЕГО РАБОТЫ, КОТОРЫЕ, МЯГКО ГОВОРЯ, МЕНЯ УДИВИЛИ. ТАКАЯ СЛАВА, И ТАКОЕ ПРИМИТИВНОЕ ВИДЕНИЕ МИРА. НО ЭТО УЖЕ СЕГОДНЯШНИЕ РЕАЛИИ. И НЕ ТОЛЬКО СЕГОДНЯШНИЕ. УЖЕ ДАВНО В ТРЕТЬЯКОВКЕ ВИСИТ КАРТИНА ШАГАЛА, ИЗОБРАЖАЮЩАЯ ИСПРАЖНЯЮЩЕГОСЯ МУЖИКА ПОД ЗАБОРОМ. И ЭТО СЧИТАЕТСЯ ШЕДЕВРОМ?????. СПАСИБО ЗА РАССКАЗ. С УВАЖЕНИЕМ.
c490fdc1e109750ce4e11cd683406c30
Людмила Демьяченок # 15 мая 2014 в 11:30 0
Спасибо за высказанное мнение.
Добавить комментарий RSS-лента RSS-лента комментариев