Эссе и статьи

«ЗАКЛЮЧЕНИЕ К ЦИКЛУ ГЛАВ О «МАСКАРАДЕ»»: НЕСКОЛЬКО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ

Добавлено: 3 марта 2023; Автор произведения:Лина Яковлева 139 просмотров
article301557.jpg

     Я уже вставила небольшое добавление в последнюю часть третьей главы о лермонтовском «Маскараде», размышляя о психологизме образов-персонажей и говоря о ЧУВСТВЕ ВИНЫ, толкнувшем баронессу Штраль и князя Звездича на признание их, мягко говоря, некрасивой роли в трагической судьбе Нины Арбениной. У Арбенина, назначившего и совершившего «казнь» Нины, в ТОТ момент чувства ВИНЫ не было, так как он был убеждён в Нининой виновности; чувство ВИНЫ и осознание содеянного им пришли к нему позже, лишь после того, как он узнал из письменных признаний баронессы о Нининой невиновности…
     Но хочется поделиться ещё парой соображений, таящих скрытый вопрос. Собственно, попытка поиска ответа на него и вызвала к жизни этот цикл статей.
     Итак, лермонтовский Евгений Арбенин – заложник собственного характера и собственного эмоционального склада; он способен на сильные чувства – и одновременно склонен монополизировать право на любое суждение, мнение, решение, поскольку верит только себе. Но он – отнюдь не просто заурядный гордец или палач. Арбенин – неординарная, глубокая, трагическая личность. Лермонтов указал как на ВНУТРЕННИЙ источник арбенинской драмы, так и на ВНЕШНИЙ. Истоки внутренней драмы Арбенина – не только в его гордыне, но и в «отравленности» его сознания и души многолетним опытом общения со светским обществом, что обусловило укоренение в нём подозрительности, мнительности, недоверия к людям… Финал происходящего с самим Арбениным – крушение личности; но это и есть ТРАГЕДИЯ (кроме той трагедии, которая разыгрывается – с его собственным участием – во внешнем событийном сюжете пьесы)… Однако, заметьте, «свет» по-прежнему остаётся наполненным различными казариными, шприхами, трущовыми, баронессами, «неизвестными» и прочими ИГРОКАМИ, и не один ещё будущий арбенин (или звездич) станет жертвой их ИГР и интриг…
     С самого начала сюжетного действия, когда Арбенин оказывается в игорном доме (а затем отыгрывает проигрыш князя Звездича), он, по сути, противостоит ИГРОКАМ, противостоит, побывав одним из них и вырвавшись из плена их образа жизни; противоборствует своими характеристиками его обитателей и своим поступком во имя спасения чести, жизни и денег князя Звездича. И в этом противостоянии – проявление ясного понимания Арбениным сути ИГРОКОВ и осуждение их образа жизни. Он появляется среди них в этой сцене ЧУЖИМ. Почему же тогда он вообще появляется там? Возможно, его тянет «на место былых преступлений» (он же говорит Нине, что порой в нём просыпается «какой-то дух враждебный»), – во всяком случае, тянет отнюдь не в тёплый дружеский круг, иначе он не дал бы Звездичу такую характеристику здешнего общества, какую даёт, до этого изрядно саркастично высказавшись в беседе с Казариным о некоторых здесь присутствующих…
«Арбенин:
О, счастия здесь нет…

Но чтобы здесь выигрывать решиться,
Вам надо кинуть все: родных, друзей и честь,
Вам надо испытать, ощупать беспристрастно
Свои способности и душу: по частям
Их разобрать; привыкнуть ясно
Читать на лицах чуть знакомых вам
Все побужденья, мысли; — годы
Употребить на упражненье рук,
Все презирать: закон людей, закон природы.
День думать, ночь играть, от мук не знать свободы,
И чтоб никто не понял ваших мук.
Не трепетать, когда близ вас искусством равный,
Удачи каждый миг постыдный ждать конец
И не краснеть, когда вам скажут явно
«Подлец!»»
     Это – суть ИГРОКОВ, но это и суть «высшего света». Они тождественны.
     Арбенин понял эту суть и освоил «защитный стиль» ИГРОКА. Но отринул всё это, когда ему проглянуло солнце ДРУГОЙ жизни, чистый мир любви.
     Арбенин противостоит ИГРОКАМ и впоследствии, уже втягиваясь снова в их круг для расчёта с князем (как Арбенину кажется, подло обманувшим его); противостоит своими по-прежнему саркастичными насмешками, точными суждениями о себе и о своих нынешних «сотоварищах», которые и век просвещения приспособили к своим корыстным и расчётливым нуждам…
     Вновь становясь ИГРОКОМ, он делает это сознательно: просто предпочтя их бескровный способ убийства человека другому способу, – СДЕЛАВ ВЫБОР, о котором говорил Звездичу в первых сценах… Конечно, это характеризует Арбенина самого, и весьма определённым образом.
     Однако если даже всё прекрасно понимающий Арбенин оказывается впоследствии втянутым обратно в этот бездушный механизм, в этот способ существования, в орбиту этой подлой морали, – то какой силой умерщвления всего доброго и светлого обладает этот МИР ИГРОКОВ, бесконечно ловящий новые жертвы! Этот стиль жизни, эта мораль, это отношение к ближнему (или дальнему – здесь всё равно)…
     Сегодня ушло в прошлое дворянство, преобразилась социальная структура общества. Преобразились ли мораль и этика родившихся социальных групп? Общества в целом?
     Когда размышляешь над содержанием и смыслом «Маскарада», всегда приходишь к мысли о том, насколько сложна задача, встающая перед постановщиками лермонтовской драмы. Какие средства найти для сценического воплощения «Маскарада»? Ведь вряд ли правомерен выбор сугубо РЕАЛИСТИЧЕСКИ-БЫТОВОГО КЛЮЧА постановки: тогда возникает опасность перевода лермонтовской пьесы в современную детективно-криминальную историю или в обыкновенную семейно-бытовую драму, а при этом утрачиваются смысл и пафос лермонтовской РОМАНТИЧЕСКОЙ ДРАМЫ (хотя она и с признаками реалистического изображения характеров и обстоятельств)… А смысл и пафос, вложенные драматургом, важны чрезвычайно. Ведь лермонтовская пьеса – не только о «демоническом» Арбенине, но и о современном ему высшем обществе с его устоями, моралью, нравами. Наш социум имеет другую структуру. В чём здесь переклички с нашей современностью? К выбору какой поэтики современного нам театрального искусства они подтолкнут?
     Сложнейшая задача встаёт и перед исполнителем роли Евгения Арбенина: не демонизировать и вместе с тем не примитивизировать образ своего персонажа, увидеть и показать глубину и своеобразие его личности, понять, пережить и передать не только суть его поведения вообще и суть поступков с Ниной и князем Звездичем, но и его трагедию и финальный ужас и крах…
     Представляю, насколько это всё сложно и интересно! Ведь в лермонтовском АРБЕНИНЕ уже заявлен и скрыт ПЕЧОРИН, удивительно соединяющий в себе добро и зло, благородство и жестокость, нравственность и порок, интеллект и чувство, глубину просвещённой личности и эгоизм; ПЕЧОРИН, с вызовом названный ГЕРОЕМ НАШЕГО ВРЕМЕНИ. Да и весь лермонтовский роман, первый в русской прозе социально-психологический роман, написанный Михаилом Юрьевичем Лермонтовым в 1838—1840 годах, – по сути, есть дальнейшее РАЗВИТИЕ характеров и идей, заложенных в «Маскараде» и в многочисленных лермонтовских стихах конца 30-х годов Х1Х века («Дума», «Как часто, пёстрою толпою окружён…» и др.)…
     «Люди и страсти» – вот постоянный объект лермонтовского исследования жизни, недаром одна из юношеских пьес имела именно такое название (в немецком варианте: «Menschen und Leidenschaften»). Но суть лермонтовского гения, его подхода к изображению действительности, людей, обстоятельств, характеров и чувств, заключалась в умении видеть и устанавливать СВЯЗИ между всем этим, предвидеть возможные исходы и следствия, побуждать своих читателей и зрителей к осмыслению ЖИЗНИ и к размышлениям над нашим настоящим и будущим… Не потому ли так современен и актуален Лермонтов до сих пор?..


© Copyright: Лина Яковлева, 3 марта 2023

Регистрационный номер № 000301557

Поделиться с друзьями:

Предыдущее произведение в разделе:
Статья 6. Реальный и литературный Сирано де Бержераки
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий