Эссе и статьи

«ЖИЗНЕСТРОЕНИЕ» И ТВОРЧЕСТВО (ЛИТЕРАТУРНОЕ РАЗВИТИЕ 20-х – 30-х годов ХХ ВЕКА). ПРЕДИСЛОВИЕ. О ПРЕДМЕТЕ и специфике ЭТИХ ГЛАВ.

Добавлено: 23 марта 2022; Автор произведения:Лина Яковлева 143 просмотра
article296538.jpg

     Прошло столетие с того времени, как замечательный русский писатель Евгений Иванович Замятин читал в революционном Петрограде лекции по русской литературе молодым начинающим писателям, поэтам, драматургам, устремившимся приподняться над классовым сознанием современников социальной революции и жаждавшим просто приобщиться к творчеству. Они образовали кружок – группу – и назвали её «Серапионовы братья»…
     Но об этом – потом, позже и подробнее… А пока что вдруг захотелось внимательно присмотреться и к тому бурлящему, неспокойному времени, всколыхнутому Октябрьским переворотом, и к литературному процессу той неоднозначной, насыщенной борьбой и творчеством эпохи, и к литературному миру тех лет, представленному индивидуальностями, кружками, группами, объединениями «творческих работников», как стало принято с той поры именовать создателей литературы и искусства.
     Ныне множество учебников по истории русской литературы отражают суть тогдашнего литературного процесса. Интернет наполнен информацией, касающейся любой эпохи, как социальной, так и литературной, созданы учебные пособия, опубликованы воспоминания современников… В своё время автор этих строк тоже опубликовал две части своего учебника «История русской литературы ХХ века» в результате работы в библиотеках, в том числе в фондах редких книг, в хранилищах знаменитой библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Санкт-Петербурге – и т. д…. Главы первой части этого учебника послужили основой данных статей (глав). Но это не учебник. Просто хочется взглянуть на то время из нашего времени, уже подзабывшего, что такое «партийное руководство литературой и искусством», борьба (по политическим мотивам) с цензурными запретами, гражданская смелость писателя, нехватка творческой свободы высказывания, регламентация формы художественного высказывания, информационный голод при нетерпении иметь информацию (ТВ, электронные СМИ и смартфоны, извините, отсутствовали…), неуёмная жажда образования, приобщения к законам творчества (а такие законы действительно существуют…), стремление познакомиться не только с огромной массой художественной литературы, от которой на протяжении веков были оторваны малограмотные (и совсем неграмотные) представители социальных низов, но и с творческими лабораториями великих классиков… Этот дух жажды знаний и творчества царил в ту далёкую уже эпоху в литературных и окололитературных кругах надо всем, приподнимая молодёжь, вступающую в литературу, над классово-политической борьбой и заставляя жертвовать временем, положением в обществе, порой – свободой, и знаменовал прорыв к познанию и созиданию…
     Приглашаю к чтению всех, кого интересует, как и в каких условиях существовала и развивалась литература в 20-е – 30-е годы ХХ века, всех, кого не отпугивает научно-популярный стиль изложения, всех, кто любознателен и способен увлечься историей и проблемами творчества. Это будет чтение на любителя, с приведением документальных источников и исторических данных.
     Попробуем?
     Для начала напомню ещё раз о важных для дальнейшего вещах.
  • История русской литературы ХХ века сложна и драматична.
  • «Серебряный век» был порой формирования новых течений и направлений в русской литературе, ознаменовав её взлёты и падения.
  • Октябрьская революция 1917 г. породила новые общественные условия, отнюдь не способствовавшие развитию и процветанию литературы и искусства. Это развитие осуществлялось в сложнейшей исторической обстановке, в атмосфере классовой борьбы и провозглашённого большевистским правительством приоритета классовых ценностей.
  • После завершения гражданской войны государство, назвавшее себя пролетарским, устремилось к контролю над развитием литературы и других видов искусства – в силу понимания важности управлять ими как определёнными сферами высказывания, имеющими влияние на массы и способствующими формированию сознания людей. Государство устремилось к тому, чтобы все виды и представители искусства стали исполнителями «социального заказа» – государственного идеологического заказа, иными словами. Цели государства совпали с убеждениями наиболее «левой» части революционных масс, которые зачастую опережали государство и инициировали правительственные решения, связанные с проблемой свободы творчества, а именно: требовали развития всех областей культуры только в русле классовой пролетарской идеологии. Оппозиционеров сметали волной критики и следовавшими за критикой «организационными выводами», предпринимавшимися государством: запретами творческой деятельности, запретами публикаций, отстранением от редакторской и издательской деятельности и т. д. (вплоть до арестов).
  • На всём протяжении советской эпохи имело место противостояние двух тенденций литературного развития: первая была представлена в 20-е годы литературой «социального заказа» (и позже литературой соцреалистического метода), вторая – «органическим искусством»[1] (термин Г. Белой: см. Белая Г. А., Угрожающая реальность //Вопросы литературы, 1990, № 4), стремившимся к свободе от господствовавшей идеологии и эстетики. На разных этапах общественно-исторического развития их соотношение было различным, но никогда вторая тенденция не замирала насовсем.
  • Изучение литературного процесса ХХ века во всей его сложности и многомерности (и особенно литературного процесса советской эпохи) было затруднено в самом ХХ веке из-за скованности нашего литературоведения теми же идеологическими цепями, которые опутывали и писателей. Отсюда – множество «белых пятен» в истории литературы, отсюда – искажённые в советские времена представления о роли и месте в ней отдельных фигур и явлений. Восстановление истинной картины – работа трудная и длительная. В ней успешно участвуют авторы новых российских вузовских учебников: С. И. Тимина и коллектив кафедры новейшей русской литературы РГПУ им. А. И. Герцена[2], М. Н. Липовецкий и Н. Л. Лейдерман[3], В. А. Зайцев и А. П. Герасименко[4] и др., а также казахстанские литературоведы[5], [6] и методисты.  
  • Литературный процесс 20-х – 30-х годов отличается особой интенсивностью, необычайной насыщенностью событиями. В нём лежат истоки многих явлений последующей литературной жизни. Каждая из названных творческих индивидуальностей ярка и по-своему трагична. Прикосновение к ним, возможно, позволит по-новому увидеть «старых знакомцев» и высветить истинное значение вклада каждого в общее дело развития русской литературы…
  • Мы сможем представить, в какой социально-политической обстановке и в какой атмосфере протекало творчество выдающихся писателей той поры – Максима Горького, Владимира Маяковского, Сергея Есенина, Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Николая Гумилёва, Анны Ахматовой, Андрея Платонова, Евгения Замятина и многих других авторов литературных произведений той эпохи. Мы не будем анализировать их произведения, но, знакомясь с чертами эпохи, не упускайте из виду, читатель: они жили и творили именно тогда, преодолевая трудности, препоны и запреты, отстаивая свободу творчества, стремясь к правдивому и глубокому изображению действительности и размышляя о времени и о человеке…
  • Не удивляйтесь, читатель, упоминанию, а порой разбору правительственных документов той поры, касающихся вопросов развития литературы и искусства, – тогда всё было сплавлено в единый литературно-политический процесс: такое было время; и, чтобы увидеть его, проникнуться его духом, понять и почувствовать эмоции и раздумья «творческих работников», надо говорить и об этом тоже… Иначе не понять будет, почему же так ратовали за свободу слова те же Е. Замятин и М. Булгаков – настолько, что даже в письмах лично Сталину поднимали этот вопрос.
  • На протяжении повествования будут цитироваться различные источники информации, поэтому в конце статей будет даваться их список соответственно порядку упоминания и цитирования их в скобках, где будет указываться номер и страница источника.
  • Кроме упомянутых источников, иногда в списках литературы, приложенных к главам-статьям, будут упоминаться художественные произведения, которые ярко и объективно представляют эпоху, о коей идёт речь.
  • Каждая следующая глава-статья будет публиковаться под общим названием ««ЖИЗНЕСТРОЕНИЕ» И ТВОРЧЕСТВО» и иметь конкретное название и соответствующий номер: глава 1, гл. 2… и т. д.
 
     Г. Я. Зленько (Лина Яковлева)
 
[1] «Органичность творчества – это тот метод извлечения правды из жизненных явлений, когда художественная объективность изображения достигается за счёт внутреннего постижения художником материала. Став, как он, в сердцевину эпохи и выводя её больные вопросы из себя, писатель должен давать им воплощение в ряде законченных, живущих своей жизнью образов. Это и есть органическое искусство» (Г. А. Белая, указанная работа, с.13).
[2] Русская литература ХХ века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений /В. Н. Альфонсов, В.Е. Васильев, А. А. Кобринский и др.; Под ред. С. И. Тиминой. – СПб: Издательство «Logos»; М.: «Высшая школа», 2002
[3] Лейдерман Н. Л. и Липовецкий М. Н. Современная русская литература: 1950 – 1990 годы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений: В 2 т. – М.: Издательский центр «Академия», 2003
[4] История русской литературы второй половины ХХ века: учебник /В. А. Зайцев, А. П. Герасименко. – М.: Высшая школа, 2004
[5] Бадиков В. Авторское сознание и социальный заказ. – Алматы: Жеті жарғы. – 1997
[6] Зленько Г. Я. История русской литературы ХХ века. Часть 1. 1917 – начало 30-х годов. – Жезказган: Издательство ЖезУ, 1998; Зленько Г. Я. История русской литературы ХХ века. Часть II. Середина 30-х – середина 50-х годов: Учебное пособие для студентов филологического факультета. – Алматы, 2004.


© Copyright: Лина Яковлева, 23 марта 2022

Регистрационный номер № 000296538

Поделиться с друзьями:

«ЖИЗНЕСТРОЕНИЕ» И ТВОРЧЕСТВО. Глава 1. Революция и развитие литературы.
Предыдущее произведение в разделе:
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий