Эссе и статьи

О НЕКОТОРЫХ ОСОБЕННОСТЯХ ЭСТЕТИКИ И ПОЭТИКИ ВЛАДИМИРА ТЕНДРЯКОВА

Добавлено: 7 ноября 2018; Автор произведения:Лина Яковлева 78 просмотров


5 декабря 2018 года исполняется 95 лет со дня рождения Владимира Фёдоровича Тендрякова.
Без произведений Тендрякова уже трудно представить «послеоттепельную» демок­ратическую литературу в СССР 50—80-х годов. Значение Тендрякова начало особенно осознаваться с появлением в печати его «возвращённых» произведений.  
Чтобы проникнуть в идейный смысл произведений Тендрякова, не­обходимо чётко представлять, каки­ми законами характеризуется худо­жественный мир писателя. Ключ к этому миру — в его высказываниях по проблемам эстетики и поэтики литературы.
Тендряков всегда считал, что «ли­тература сама по себе — услов­ность» (1), и «моделировал художест­венные ситуации» на основе соб­ственного канона: «Для искусства важна в первую очередь достовер­ность чувств, а не достоверность фактов» (2).
Взгляды писателя на реализм как художественный метод отличались своеобразием ещё в пору господства марксистско-ленинской эстетики в советском литературоведении. «Мы порой слишком догматиче­ски понимаем слова Энгельса, вы­сказанные в частном письме к Мар­гарет Гаркнесс, — писал он, приво­дя известную цитату из этого пись­ма. — Нужна типичность характеров, как и связанных с ними типичных обстоятельств, но если то и другое не будет заострено, не выделено до степени исключительности, реализ­ма не получится, появится серень­кий натурализм» (3).
Споря с «Философским словарем» в определении типизации в искусст­ве, Тендряков давал свою формулиров­ку: «Типизация в искусстве — это ха­рактерное, доведённое до исключи­тельности… Художник имеет право усиливать характерное, изменять его количественно, но эти количествен­ные изменения не должны перерас­тать в качественные» (4).
Таким образом, одним из логи­ческих законов искусства писатель считал конфликтность, доведение её до логического предела. «Когда мы заостряем конфликтность, проступа­ют резче человеческие отношения, и произведение больше воздейству­ет на читателя», — объяснял Тендря­ков (5).
«Да, я показываю жизнь очень сгущённо, — говорил писатель. — Настоящее искусство, в том числе и литература, должно  выбирать из жизни самое существенное» (6).
В полном соответствии с принци­пами, изложенными писателем, на­ходится его собственное творчество.
В рассказах и повестях Тендрякова сильно драматургическое начало. Его эпические произведения, подо­бно пьесам, строятся на основе ос­трого конфликта, причем главную роль в раскрытии замысла играют не авторские характеристики геро­ев, а их поступки и диалоги.
Тендряков использует не описа­тельный диалог, традиционный для эпического произведения, а драма­тургический, который сам движет действие, — в таком диалоге разре­шаются одни конфликты и завязы­ваются другие. Так герои Тендря­кова самораскрываются, подобно персонажам пьес.
Конфликтность подчеркивается контрастностью изображения, противостоянием сторон. Для произве­дений Тендрякова типичен кон­фликт жизненных позиций, кон­фликт мнений. Его персонажи мно­го спорят, идея поисков истины реа­лизуется в дискуссиях.
Диспут может стать композици­онным приемом, как в повести «Ночь после выпуска» или в рассказе «Пара гнедых». Принцип «сгущённости» изображения обусловливает динами­ку развития действия и обилие ост­рых сюжетных коллизий.
Проза этого писателя публицистична, но не только в том смысле, что на­сыщена актуальным социально-по­литическим содержанием, а и в том, что её автор всегда занят решением какой-либо проблемы. Само по себе это не является самоцелью художе­ственной литературы, но у Тендря­кова всегда являлось «сверхзадачей». Реа­лизуется это у него обычно так: ге­рой задумывается над каким-нибудь вопросом и пытается найти на него ответ, а писатель, изображая ход мыслей героя и его действия, тем самым увлекает и аналитическую мысль читателя, ведет его путем ге­роя и незаметно приводит к выводу, который представляется верным са­мому автору.
Позиция Тендрякова далеко не всегда совпадает с позицией его ге­роя, хотя бы и главного. Используя принцип социальной обусловленно­сти характера, он отстраняется от персонажа, наблюдает его, высказы­вая собственное мнение в оценочных эпитетах, немногословных ремар­ках.
Поверхностно читать тендряковские произведения невозможно, нужно глубоко вникать в его поэти­ку и рассматривать любой образ в художественном контексте.
Особо внимательным следует быть к деталям. Ключ к образам-персонажам может лежать в их «говорящих» фамилиях: Матвей Студенкин — холодный, «замороженный»; Иван Слегов — могущий быть опо­рой (слега — опора изгороди, на ко­торую крепятся штакетины); Коро­бов — хранитель и приумножатель добра; Мирон Богаткин — накопи­тель-хищник; Ваня Акуля — легко­мысленный субъект, почти тунея­дец; Галчевский — догматик без собственного мнения (от галка: ведь гал­ку, как и попугая, можно научить говорить с чужого голоса) и т. д.
Проникнуть в идейный замысел автора зачастую помогает композиционный прием аналогий. В рассказе «Параня», поднимающем тему сталинских репрессий, например, концептуально зна­чимы две аналогии: Параня — жи­тели железнодорожного поселка; Зорька Косой — Сталин.
В чём их суть, и как это работает на смысл, вложенный автором в рассказ?
Параня — поселковая юродивая, которая от природы лишена рассудка и не ве­дает, что творит. Но речи, споры и поступки других персонажей — здо­ровых людей — свидетельствуют о том, что они тоже лишены здравомыслия, ибо не только верят в чу­довищные наветы, но и сами способ­ны измышлять всяческие нелепицы: Параня — якобы агент НКВД или зарубежной разведки; Гена (по прозвищу Девоч­ка), чья жизнь с рождения на виду поселка, — вражеский шпион, «враг народа» и т. д… Проводя аналогию «Параня — жи­тели железнодорожного поселка», Тендря­ков показывает: советское общество 30-х годов, движимое страхом и ин­стинктом самосохранения, подобно безумной Паране, не видит губитель­ных последствий собственного пове­дения, а карьеристы и подлецы, пользуясь этим, уничтожают безвин­ных людей — якобы «врагов наро­да».
Проводя вторую аналогию, писа­тель разоблачает истинную сущ­ность верховного правителя, которому слепо и покорно повинуется общество. Люди сами возносят хва­лу Сталину, сравнивая его с восхо­дом, зарей: «Он пишет законы ве­кам и народам, чтоб мир осветился великим восходом». Бандиту и убий­це, запугавшему поселок, Тендряков тоже дает имя Зорька. Аналогия ук­репляется проявлением одинаковых чувств (страха и ненависти) к Зорь­ке и Сталину. «Вождь народов» упо­добляется вожаку уголовного мира.
Авторскую позицию Тендряков обычно «шифрует» и в сознательно использу­емых литературных ассоциациях. Чаще всего ассоциативны названия произведений и имена героев. Например, наз­вание его рассказа «Пара гнедых» тождественно названию стихотворения А. Апухти­на, где этот образ служит символом утраты богатства, молодости, счас­тья; а у Тендрякова, кроме того, — символом ут­раты свободы и самой жизни. Дан­ная ассоциация не только подсказы­вает читателю сюжетную коллизию, но и настраивает на восприятие в нужном автору ключе. Имя Параня в уже упомянутом рассказе должно напомнить о персонажах поэмы А. Пушкина «Медный всадник» и подсказать мо­тив безумия, играющий в рассказе Тендрякова сюжетоорганизующую роль. Название «Донна Анна» отсы­лает к стихотворению А. Блока «Шаги Командора», где образ Дон­ны Анны выполняет роль символа светлого идеала, а тема её служит темой поиска этого идеала. Лириче­ский герой стихотворения вызвал «на битву старый рок», но в смяте­нии духа спасовал перед «жестоким вопросом»: «Я пришёл. А ты го­тов?..», потому что в новой ситуа­ции осознал факт своего заблужде­ния и услышал пророчество: «Дон­на Анна в смертный час твой вста­нет. Анна встанет в смертный час». По этой сюжетной схеме Тендряков выстраивает судьбы своих героев: Галчевского, Мохнатова и Володи Тенкова, которым истина «о време­ни и о себе» открывается в драмати­ческих испытаниях.
Читая рассказы и повести «Пара гнедых», «Хлеб для собаки», «Параня», «Донна Анна», «Охота», «На блаженном острове коммуниз­ма», «Люди или нелюди», «Револю­ция! Революция! Революция!» (причём именно в такой заданной автором последовательности), сле­дует учитывать, что все они состав­ляют цикл, который осознавался пи­сателем как художественное целое. Тендряков называл его «романом-пунктиром» на том основании, что в центр всех произведений поставлен один и тот же герой — рассказчик Владимир Тенков (близость его ав­тору подчеркнута идентичностью имен и сходством фамилий). От рас­сказа к рассказу прослеживается судьба и становление мировоззрения этого героя, но в поле зрения авто­ра попадают лишь те события, ко­торые, во-первых, являются вехами его жизненного пути, а во-вторых, совпадают с вехами исторического пути народа.
Тендряков ставил целью написать духовную биографию своего поко­ления
, проследить процесс форми­рования личности сталинской эпохи в борьбе с системой псевдоэтических ценностей, которую эта эпоха навя­зала человеку. Каждое из произве­дений «романа-пунктира» можно воспринимать и самостоятельно, так как они обладают относительной сюжетно-композиционной законченностью, но части цикла нельзя менять местами, иначе нарушится хронология. Ав­торский принцип композиции цик­ла сохранили издатели сборника «Охота» (7).
Таким образом, научившись по­нимать язык тендряковской поэти­ки, легко проанализировать и понять любое из произведений «возвращенного» цикла, а также повести 60—70-х го­дов и роман «Покушение на мира­жи».
 
                                                                                Цитированная литература 
  1. «Не копия, а сгусток, концентрат жизни (беседа с А.Горловским) //Литературная учёба, 1979, № 3, с.119
  2. Тендряков В. Собрание сочинений в 5 томах, том 3. – М., 1988. — С. 411
  3. Там же, с.416
  4. Там же, с. 416 – 417
  5. «Умение жить с другими. Из встречи В.Тендрякова со студентами МГПИ // 15 встреч в Останкино. – М., 1988. – С.58
  6. «Не копия, а сгусток, концентрат жизни (беседа с А.Горловским) //Литературная учёба, 1979, № 3, с.119
  7. Тендряков В. Охота. – М., 1990


© Copyright: Лина Яковлева, 7 ноября 2018

Регистрационный номер № 000269699

Поделиться с друзьями:

Предыдущее произведение в разделе:
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий