Эссе и статьи

ПАМЯТИ В. Ф. ТЕНДРЯКОВА

Добавлено: 25 июля 2022; Автор произведения:Лина Яковлева 348 просмотров
article298020.jpg

     3 августа – день памяти Владимира Фёдоровича Тендрякова (1923 – 1984).
     Проза Владимира Тендрякова – уникальное явление в русской литературе.
     Тех, кто мало знаком с его творчеством, ждут открытия и яркие впечатления.
     Владимир Тендряков писал о современности и об истории, о молодости и любви, о трудной работе человеческой мысли, освобождающейся от глыб стереотипного восприятия нашего прошлого и особенно настоящего… Это был писатель, стремившийся к осмыслению трагических страниц истории и кажущегося благополучным, но на деле зачастую драматичного нынешнего бытия. Он задавал себе и современникам вопросы, вопросы… Он будил интеллект и нравственное чувство читателя.
     Повести «Затмение», «Ночь после выпуска», «Расплата», «Шестьдесят свечей», вся его возвращенная проза, вошедшая в сборник повестей и рассказов «Охота», романы «За бегущим днём», «Свидание с Нефертити», «Покушение на миражи» и многие другие произведения не могут оставить читателя равнодушным.
     Читать Тендрякова интересно. Он очень индивидуален в стилевых предпочтениях, ярок, эмоционален и одновременно рассудочен, страстен и настойчив. В нём соединились драматург, публицист и лирик. Начав читать его книгу, вы не бросите чтение, не добравшись до последней страницы.
     Как известно, в творческом методе Тендрякова сочетались два противоположных по сути своей начала: художественно-исследовательское и рационалистическое. Рационализм как будто бы не должен быть свойствен художественной литературе… Объясняя причины его появления в художественных произведениях, литературовед Галина Андреевна Белая писала в 1990-м году (статья «Угрожающая реальность») о двух основных способах «извлечения жизненной правды из жизненных явлений»: «субъективизм, своеволие, грубая тенденциозность авторской мысли, подчиняющей материал заданной идее, с одной стороны, и срастание художественной мысли с материалом, когда идея «отрабатывается» в самом акте художественного познания действительности, а художественный образ вбирает в себя и мысль художника о мире, и живописное изображение этого мира – с другой». Так вот Тендряков удивительно сочетал в своём творчестве эти два, казалось бы, взаимоисключающие способа создания литературных образов и сюжетов. В статье «Плоть искусства» (1973) он утверждал: литература, как и другие виды искусства, есть «творческий способ передачи чувств»; «для искусства важна в первую очередь достоверность чувств, а не достоверность фактов»; «когда мы заостряем конфликтность, проступают резче человеческие отношения, и произведение больше воздействует на читателя»; «нужна типичность характеров, как и связанных с ними типичных обстоятельств, но если то и другое не будет заострено, не выделено до степени исключительности, реализма не получится, появится серенький натурализм»; «типизация в искусстве – это характерное, доведённое до исключительности»; «художник имеет право усиливать характерное, изменять его количественно, но эти количественные изменения не должны перерастать в качественные». «…Нельзя же заставить читателя ждать, – говорил Тендряков в 1979 году в беседе с критиком А. Горловским, – пока всё это нарастёт и совместится. Литература сама по себе условность, и время романное, время повести не может и не должно совпадать с реальным, потому что повесть, роман – это не копия, а сгусток, концентрат жизни. Настоящее искусство, в том числе и литература, должно выбирать из жизни самое существенное».
     Следуя этим принципам, он и создавал свои произведения, пробиваясь к умам и чувствам читателей.
     Перечислю некоторые из произведений В. Тендрякова, созданных им в 60-е – начале 80-х гг. прошлого столетия. Сами названия этих произведений говорят о теме каждого из них. Но каждое из них заключает в себе остро поставленную проблему… Тендряков удивительно чутко мог нащупать болевые точки современности, поднять проблему и повести с читателем откровенный разговор о важнейших вещах, оставаясь одновременно мастером построения увлекательнейшего сюжета и глубоко индивидуальным по стилю и поэтике образов писателем.
«Суд» (1960) — повесть на тему укоренившейся в социуме двойной морали.
«Свидание с Нефертити» (1964) — роман об осмыслении войны и мира на основе повествования о молодом человеке эпохи 40-х – 60-х годов.
«Находка» (1965) — повесть о брошенном ребёнке и судьбе молодой женщины.
«Подёнка — век короткий» (1965) — повесть о совести и карьеризме
«Кончина» (1968) — повесть о коллективизации 20-х – 30-х годов ХХ века.
«Донна Анна» (1969, опубликован в 1988) — рассказ о пробуждении в молодых людях, на плечи которых легла Великая Отечественная война, способности осмысливать её тяжкий опыт.
«Пара гнедых» (1969 — 1971, опубликовано в 1990) — рассказ о деревне и людях эпохи коллективизации.
«Хлеб для собаки» (1969) — рассказ о коллективизации и репрессиях 20-х – 30-х годов ХХ века, о нравственном чувстве ребёнка, противящегося людской жестокости.
«Параня» (1969 — 1971, опубликовано в 1990) – рассказ о репрессиях 20-х – 30-х годов ХХ века, об их механизме и последствиях для людского сознания и нравственности.
«Охота» (1971, опубликован в 1988) — рассказ репрессиях 40-х – 50-х годов ХХ века, о манипулировании людским сознанием..
«Шестьдесят свечей» (1972) — повесть об учителе, который, по мнению бывшего ученика, заслужил за свой воспитательный труд не награду, а смерть...
«Весенние перевёртыши» (1973) – рассказ о взрослеющем подростке, о пробуждении чувств.
«Три мешка сорной пшеницы» (1973) – повесть о военном времени и событиях в советской деревне эпохи 40-х гг.
«Ночь после выпуска» (1974) — повесть о школе и жизни.
«На блаженном острове коммунизма» (1974, опубликовано в 1988) – рассказ о хрущёвской «оттепели» и об "коммунизме для властей".
«Люди или нелюди» (1975-1976, опубликовано в журнале «Дружба народов», 1989, № 2) – повесть о власти толпы и стереотипов массового сознания над человеком.
«Затмение» (1977) — повесть о том, как уходит любовь.
«Расплата» (1979) — повесть о подростковом самосуде, школьном, семейном и социальном воспитании.
«День, вытеснивший жизнь» (опубликовано в 1985) – рассказ о Великой Отечественной войне, о том, как война ломает сознание вчерашнего школьника, оказавшегося на фронте.
«День седьмой» (опубликовано в 1985) – рассказ об одном дне Великой Отечественной войны.
«Покушение на миражи» (1979—1982, опубликован в 1987) — роман о формировании гуманистического сознания и об исторических личностях-маяках.
     Было бы очень несправедливо, если бы имена и произведения таких писателей, как Владимир Тендряков, Валентин Распутин или Юрий Домбровский, были забыты, отодвинуты в сознании современного читателя… Они нужны нам ныне.


© Copyright: Лина Яковлева, 25 июля 2022

Регистрационный номер № 000298020

Поделиться с друзьями:

Кушанье для русского гения
Предыдущее произведение в разделе:
К дню памяти В. Ф. Тендрякова: ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК В РАССКАЗЕ В. ТЕНДРЯКОВА «ПАРАНЯ»
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий