Эссе и статьи

Вправе ли мы выставлять мумии в музеях

Добавлено: 12 мая 2022; Автор произведения:Сергей Аксёненко 128 просмотров
article297185.jpg

Вправе ли мы выставлять мумии в музеях
 
«Волеизъявление лица о достойном отношении к его телу после смерти» — это юридическое понятие в той или иной форме прописано в законодательстве большинства современных государств. Но в широком плане уважение к посмертному волеизъявлению человека можно назвать укоренившейся многовековой традицией — вспомним хотя бы право на завещание о наследстве.
В связи с этим хочется обратить внимание на один парадоксальный, просто вопиющий с точки зрения посмертных прав человека феномен.
Вряд ли в мировой истории были народы, более озабоченные посмертным состоянием своего тела, чем древние египтяне. В их представлениях правильность захоронения, сохранения бренных останков, окружение тела умершего всяческими предметами быта должно было помочь душе покойника в посмертном существовании.
Всё это подтверждается исследованиями учёных-египтологов. Таким образом, воля умершего того или иного жителя Древнего Египта выражена ясно, чётко и однозначно.
Не буду здесь описывать древнеегипетские погребальные обряды — о них сейчас нетрудно найти информацию в интернете. Если сказать коротко, то египтяне хотели, чтобы их тела лежали непотревоженными в гробницах, а не выставлялись на всеобщее обозрение в музеях, как это делается сейчас.
Получается, что те, кто больше всего заботился о посмертном покое своего тела — выставлены напоказ. Понятно, что в строгом смысле слова — выставлены не они, а их бренные останки, но люди настолько привыкли отождествлять себя со своим телом, что в данной работе этим нюансом можно пренебречь.
А как же быть с правами человека? Уж мы то наверняка знаем посмертную волю древних египтян через условия их погребения, через исторические исследования, через письменную традицию в конце концов. Это ещё с костями первобытных людей из тех культур с захоронениями которых не всё понятно можно оправдаться, что мы не знаем их посмертной воли о том, что делать с их останками — может они были бы и не прочь красоваться в музеях, чтобы не скучно было лежать (хотя это вряд ли). Но с египтянами ведь не так. Они уж явно в музеи не хотели.
Примерно то же можно сказать и о других народах, проводящих мумификацию своих покойников, которых сейчас показывают в музеях — не только о египтянах. Известны мумии различных культур Южной Америки (причём мумии культуры Чинчорро считаются древнее египетских), в музеях также демонстрируют мумии аборигенов Канарских островов, мумии древних китайцев, древних обитателей Алтая, Филиппин и многие другие.
 
Причём я не говорю здесь о естественной мумификации, когда люди погибали в торфяных болотах, соляных шахтах или во льдах, и их тела сохранялись после смерти. Здесь воля умершего не выражена, и мы не знаем – может, он при жизни был бы и не прочь, чтобы на его труп глазели любопытные посетители музея. Хотя это вряд ли, конечно, но тем не менее в культурах, где перед погребением проводили мумификацию специально, можно считать, что воля покойника против того, чтобы его тело выставляли на всеобщее обозрение, зачастую в обнажённом виде — ясно выражена, в отличие от тех несчастных, кто закончил свою жизнь, утонув, например, в болоте.
Также не касается эта работа и тех наших умерших современников, чьи трупы выставляют в медицинских музеях или используют в учебных целях. Обычно это делается с согласия человека. Во время моего детства в 1970-е в советских газетах порой писали, что бедняки капиталистических стран за определённую плату давали прижизненное согласие на использование своего тела после смерти в анатомических целях. То есть при жизни продавали свой будущий труп. Порой такое согласие дают совершенно бесплатно фанатики науки или другие люди, готовые и после своей смерти послужить человечеству. Если в этой сфере и есть нарушения посмертной воли человека, например, труп которого выставили без его прижизненного согласия (или, в крайнем случае, без согласия его родственников) — то это относится скорее к уголовному праву. Это преступления, нарушения действующего законодательства — и они должны пресекаться в установленном порядке. Это совсем не то, что происходит с мумиями египтян и им подобных.
Не говорю я здесь и о мощах христианских святых. Их почитание имеет совсем другую природу, чем разглядывание трупов досужими посетителями музеев. По крайней мере святых почитают представители той культуры, к которой они принадлежали и эта преемственность не связана с унижением человеческого достоинства умершего; останки святых не выставляют в обнажённом виде; им поклоняются верующие, выказывая своё уважение — и в этом существенное отличие от того, что делают с мумиями в музеях.
А вот если представить фантастическую ситуацию, что в какой-нибудь стране победившего атеизма демонстрировали бы в музее мощи христианских святых в рамках борьбы с религией, тогда это было бы унижением достоинства людей, чьи тела выставили бы напоказ подобным образом.
Поклонение мощам высших иерархов и лиц, которые считаются просветлёнными практикуется и в буддизме. Здесь так же, как и в случае с христианскими святыми не нарушается посмертная воля человека, не унижается его достоинство.
Не унижается достоинство и в случае Н.И. Пирогова, а также В.И. Ленина, Мао Цзэдуна и других относительно современных деятелей, которые не оставили явно выраженного протеста против того, что их забальзамированные тела доступны для обозрения. Здесь также речь идёт скорее о почитании, чем об унижении достоинства. Но главное для темы данной работы — здесь нет нарушения права человека на достойное отношение к его телу после смерти.
 
Данная статья не столько об истории, сколько о современности, хотя и касается исторических тем. Это скорее юридическая статья — она о правах человека. Причём говорим мы здесь только об одном виде людей — о Homo sapiens, который и придумал для себя эти самые права человека. То есть кости питекантропов и австралопитеков — не являются темой данной работы.
Более того, здесь мы говорим только о тех людях, чью волю против демонстрации их останков в музеях можно чётко и ясно проследить.
Поэтому можно считать, что какой-нибудь египетский фараон, ясно выразил свою волю против того, чтобы быть посмертно выставленным в музее; а замёрзший более пяти тысяч лет назад в Альпах старший современник этого фараона, которого мы сейчас называем Этци — такое желание не высказал. Понятно, что и он на 99 процентов был бы против того, чтобы его тело красовалось в музее, но в отличие от случая с фараонами, доказать сие мы не можем.
Выставлять мумии в музеях начали ещё тогда, когда не были особо озабочены правами человека. Но сейчас всё изменилось, а привычка демонстрировать мумифицированные останки людей осталась. Она столь прочно укоренилась за эти годы, что мумиям предпочитают устраивать торжественные шествия по городам, воздавая им королевские почести или проводят с ними другие подобные шутовские процедуры вместо того, чтобы банально не нарушать посмертную волю людей с останками которых устраивают нелепые клоунады.
Чтобы не нарушать принципа историзма, можно сказать о том, что к человеку древности надо относиться по понятиям той эпохи, когда он жил. Что, однако не мешает и современным людям уважительно относится к тем, кто жил раньше на этой планете и не устраивать с их телами кощунственные действа, близкие к надругательству.
 
Когда почти четыре года назад в 2018 я набросал вчерне идею этой статьи, то заканчивалась она так: «Я не призываю убирать мумии из музеев, просто пишу о парадоксе египтян — они так тщательно стремились сохранить свои тела, что невольно стали добычей наших паноптикумов».
Сейчас я смотрю на этот вопрос несколько иначе. Что ни говори, труповыставление в музеях — не эстетично и не этично. Но главное, как уже говорилось выше — это юридически неправомерно, по крайней мере по отношению к представителям тех культур, чью волю о посмертной судьбе своего тела можно трактовать более-менее однозначно. Они являются представителями нашего вида Homo sapiens; они не были при жизни признаны недееспособными; а что касается их верований, которые нам кажутся ошибочными, так и у представителей современного человечества бывают совершенно различные взгляды на сущность бытия и мироздания — что для одних кажется нормальным, в глазах других может выглядеть наивным, нелепым, диким — и наоборот. Но мы же на этом основании не лишаем ни тех ни других юридических прав.
Разумеется, я не говорю, что мумии надо возвращать обратно в их гробницы. Нет конечно. Тем более, что во многих случаях это технически невозможно. Пусть лежат хотя бы в спецхранах музеев, где лишь учёные смогут изредка тревожить покойников, а не толпы людей глазеть на них. Тревожить в этом случае их будут нечасто и лишь ради пользы науки, иными словами — для блага всего человечества.
 
С. Аксёненко
 
 
 
 


© Copyright: Сергей Аксёненко, 12 мая 2022

Регистрационный номер № 000297185

Поделиться с друзьями:

ЖИЗНЬ, АНТИЖИЗНЬ И ЧЕЛОВЕК. Дилогия Юрия Домбровского как выражение авторской позиции в вопросе о человеке
Предыдущее произведение в разделе:
Следующее произведение в разделе:
Рейтинг: 0 Голосов: 0
Комментарии (0)
Добавить комментарий

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий