ЛЮДМИЛА ДЕНИСОВА: «Всё, что ни делается, — делается к лучшему»
Беседу ведёт Юрий Иванов
Уважаемые друзья! Дорогие авторы и читатели нашего замечательного ЛитСайта.
Сегодня у нас в гостях умудрённая жизнью – очень гармоничная и талантливая личность во всех отношениях, щедрая на поэтическое слово и на многочисленные красочные оттенки своей неугасимой творческой души. Женщина, любящая мать и бабушка, и просто хороший, культурный и порядочный человек: Людмила Денисова. Всей своей незаурядной и кипучей творческой деятельностью она по праву заслужила наше всеобщее признание и внимание. Её тематическое многообразие поэтического языка заставляет меня (искушенного, поверьте) восхищаться, удивляться и преклоняться перед её талантом. Я сказал бы: доморощенный самородок, который с детских лет впитал поэтическое слово и до сих пор несёт его благородно, аккуратно и бережно, как мать дитя, как неотъемлемую часть своей чистой, ранимой, женской души. Итак, ближе к делу.
Встречайте! —
Людмила Денисова.
Ю.И. Мой первый традиционный вопрос. Людмила, расскажите нашим авторам и читателям о себе, о Ваших родных и близких, о своём жизненным пути.
Л.Д. Родилась я, даже страшно представить, как давно это было, 1 января 1947 года на Дальнем Востоке в г. Ворошилове (нынешний Уссурийск). Отец мой был военнослужащим, мама к тому времени уже не работала. Через три года после моего рождения папу перевели в город Новосибирск, где он служил до самой пенсии в Управлении передвижения войск. Именно в Новосибирске прошла большая часть моей жизни.
У нас в семье было трое детей с разницей в возрасте 2 года. Может, поэтому мама так и не пошла на работу, оставшись домохозяйкой. Всю свою любовь и заботу она отдала нам, своим детям. Она самостоятельно научилась шить, и мы всегда были с иголочки одетыми, аккуратными и красивыми.
Ещё до начала моей учёбы в школе мама отвела нас с сестрой в балетный кружок, а также регулярно водила на балетные спектакли в знаменитый Новосибирский театр оперы и балета. Именно с того времени и началась моя безудержная любовь к балету. Когда в 1956 году в Новосибирске открылось хореографическое училище, для первого набора приглашали 9-летних детей. Я как раз подходила по возрасту и стала просить маму записать меня в это училище, тем более что многих ребят из нашего балетного кружка родители уже начали водить на отборочные просмотры. Но у мамы на мой счёт были другие планы. Я к тому времени уже училась в школе и умудрилась стать отличницей. Так что мама решила, что у меня прямой путь в какой-нибудь ВУЗ. И в балетной карьере мне было отказано, несмотря на мои слёзы. Но с балетом я всё же столкнулась намного позже. Будучи студенткой, я стала посещать студию классического танца в Доме культуры «Юность», что в Академгородке города Новосибирска. Позднее эта студия переросла в Народный театр балета. Там я прозанималась 10 лет, потом переключилась на бальные танцы, которые стали моим главным хобби на долгое время.
А тогда, в те далёкие годы, не начав карьеры балерины, я согласно маминому плану закончила с серебряной медалью школу и поступила в Новосибирский государственный университет на факультет естественных наук. Далее вся моя профессиональная жизнь была посвящена науке. В 1981 году я защитила диссертацию на звание «Кандидат химических наук». Работала в Научно-исследовательском конструкторско-технологическом институте биологически активных веществ (НИКТИ БАВ). Некоторое время мне удалось поработать также в Лимнологическом институте города Иркутска в лаборатории своего мужа. Мы изучали глубоководные бактерии озера Байкал. В 1996 году нас пригласили в Германию, город Мюнхен, в Институт биохимии общества Макса Планка. Думали, что пробудем за границей несколько месяцев, а задержались на 20 лет. Правда, сейчас мы перешли из Института в биотехнологическую фирму «Силантес», созданную нашим непосредственным немецким шефом, тем самым, который нас когда-то и пригласил в Германию. Один-два раза в год мы приезжаем на Родину, в Новосибирск. Ведь там нас многое связывает. В Новосибирске живут мои сестра и брат, находятся могилы родителей. Я обязательно их посещаю в каждый свой приезд.
Наша дочь Светлана тоже живёт со своей семьёй в Мюнхене. Её муж, программист, самостоятельно, без нашего участия, нашёл здесь работу. Живут они отдельно от нас в небольшом домике. У нас трое внуков. Двое старших: внук и внучка, — студенты Технологического университета Мюнхена. Младшая ещё учится в гимназии общества Макса Планка. Ну а мы с мужем продолжаем трудиться в науке, несмотря на наши зрелые годы.
Ю.И. Интересная насыщенная жизнь. Если карьера балерины Вам не удалась – то в остальном Вы приобрели гораздо больше и бесценнее. Большое спасибо, Людмила! Ваше рождение в самые первые послевоенные годы, наверно, отложило немалый отпечаток на всю оставшуюся жизнь: на судьбу, сознание и творчество. Низкий поклон Вам!
2. Ю.И. Людмила, Ваше творчество очень разнообразно. Я читал Ваши стихи о любви, патриотические, философские. У Вас есть пейзажная лирика, а также стихи о творчестве, о жизни, о родных и близких, и даже несколько песен.
Вспомните, пожалуйста, а в каком возрасте Вы начали писать? Писал ли в Вашей семье кто-то еще: родители, бабушки, дедушки?
Л.Д. Свой первый стишок, про ёлку, я написала ещё в 6 лет. Потом в первом классе я его читала на новогоднем утреннике. Время от времени у меня возникали и другие вирши. И хотя они были очень несовершенными, меня постоянно просили выступать с ними на школьных концертах и смотрах художественной самодеятельности. Мои родители, хоть и были талантливыми людьми (папа играл на музыкальных инструментах, хорошо рисовал, мама – талантливая портниха-самоучка), стихов не писали. Правда, помню один-единственный случай, когда моя мама попробовала себя в поэзии. Мне было лет семь, когда я написала такие строки:
В день восьмого марта я пораньше встала,
Бабушку и маму утром поздравляла.
Листок с этой писаниной я оставила где-то на столе и напрочь о нём забыла. Но мама, делая уборку в комнате, его обнаружила и дописала ещё несколько строк. Я потом выступала с получившимся стихотворением в школе, выдавая за своё.
Стихосложением я занималась вплоть до окончания университета. Но потом жизнь закружила меня: научная карьера, замужество, воспитание дочери и, конечно, любимое хобби, которому я отдавала всё свободное время. О стихах я забыла. Вернулась к ним намного позже, когда мы уже работали в Германии. Живя в Советском Союзе в период железного занавеса, я практически не бывала за границей. Попав в Германию, мне хотелось посмотреть как можно больше стран в Европе. И первой страной, которую мы посетили, была Италия. Я так была очарована Венецией, что, когда автобус вёз нас обратно в Германию, у меня в голове вдруг начали складываться строки, воспевающие красоту этого города. С тех пор я снова начала писать стихи.
Прогулка по Мюнхену
Под ясным небом — колокольный звон.
Часы, как встарь, отмеривают полдень.
На главной башне при любой погоде
Театром вдруг становится балкон.
С последним звоном в танцевальных па
Там оживают яркие фигурки.
Чтоб всё узреть, из ближних переулков
Спешит сюда туристская толпа.
А в стороне от этой суеты
В тени прозрачной от цветущей вишни
Стоят и ждут упорно велорикши,
Чтоб вас в волшебный мир перевезти.
Ведь прямо рядом, между трёх ворот,
Тут дышит всё средневековьем тихим,
И прячут тайны каменные кирхи,
Органным эхом наполняя свод.
Сквозь улиц узких сказочный покой
Пройдёте вы среди домов-игрушек
И удивитесь множеству пивнушек,
Где хмель струится пенистой рекой.
Среди дворцов баварских королей
Течёт игриво неспокойный Изар.
И вместе с ним покажется сюрпризом
Зелёных парков вычурность аллей.
И под конец, верша маршрута нить,
Зайдёте, вы в кафешку утомлёны.
Вам поднесут грудастые матроны
По кружке пива жажду утолить.
Мамочкины булочки
Утро зимнее серо хмурится,
Но не будет о грустном речь,
Ведь сегодня нам мама булочки
Обещала с утра испечь.
Тесто с вечера, как положено,
Замешала, и вот оно
На муке на столе разложено:
Быть тут булочкам суждено.
Позабыв про игрушки-мячики,
Наблюдаем с восторгом мы,
Как проворно у мамы пальчики
Лепят чудные крендельки.
Ну, а печка давно уж греется,
Нежных булочек ждёт отряд.
А по кухне туманом стелется
Потрясающий аромат.
Нас он дразнит — конец терпению.
Чтоб унять этой пытки жар,
Сладкой трапезы в предвкушении
Разжигаем мы самовар.
Наши муки, ура, услышаны!
За столом собралась семья.
Уплетаем мы чудо пышное,
Радость мамочке — тем даря.
Детство давнее не забудется.
Повидала я целый свет,
Но вкусней не встречала булочек -
Только мамочки больше нет.
Отчий дом
Отчий дом подряхлел, как стареют усталые лица
После долгих дорог протяжённостью в сотню годов.
Лишь печально вздыхают, ссыхаясь, его половицы,
Да случайно вдруг скрипнет под ветром железный засов.
Дом когда-то знавал, было дело, и лучшее время.
Поколенья менялись, традиций устои храня.
И казалось, недавно, моё здесь уже поколенье
Проживало счастливо. Хорошая наша семья.
До сих пор вспоминаю уютные мамины руки
И сурово глядящие серые очи отца.
Мы считали тогда, что с родными не будет разлуки,
Что останемся вместе единой семьёй до конца.
Как наивны мы были! Взрослев, покидали пенаты,
Разлетались по миру, как птицы, махнувши крылом.
Но домой приезжали, конечно, к каким-нибудь датам,
Чтоб, как прежде, собраться за нашим широким столом.
Нет родителей больше, и дом опустел сиротливо,
Доживает свой век в одиночестве гордом с трудом.
Потому ли проснётся, бывает, во мне ностальгия,
И захочется снова увидеть родительский дом!?
Ю.И. Вы правы, Людмила. Я полностью солидарен с Вами. Нельзя не писать человеку с неравнодушной и очень эмоциональной творческой натурой, когда вокруг тебя обворожительная красота, когда тебя бударажат нотки ностальгии. Я считаю это преступлением против своей души. Спасибо большое, Людмила! Сразу хочу предупредить, что я, как правило, не комментирую стихи, не навязываю своё особое мнение. Это право я даю нашим авторам и читателям.
Ю.И. Расскажите нам, пожалуйста, о своём родном крае, о своей малой родине.
Л.Д. Как я уже упоминала, большую часть жизни я провела в Новосибирске. Наверное, не стоит говорить, что это самый большой город за Уралом, негласная столица Сибири, крупный научный и культурный центр, это знает каждый образованный человек. 1-2 раза в год я приезжаю на Родину, и каждый раз удивляюсь, как город меняется, становится более европейским. Но у меня в памяти Новосибирск остался уютным городом с трамваями, деревянными резными домами вдоль улицы Ленина. Этому у меня посвящено одно из моих стихотворений. Но когда речь идёт о Родине, я вспоминаю также небольшую деревню на берегу Оби, куда нас мама вывозила на летние каникулы в течение 13-ти лет. Мама снимала там комнату в одном из домов на окраине деревни возле опушки прекрасного соснового леса, богатого ягодами и грибами. Всё время мы проводили либо в этом лесу, либо на берегу Оби. Через деревню протекала ещё одна небольшая речушка, берега которой утопали в зарослях черёмухи. У меня там было несколько укромных уголков, где я любила подолгу сидеть, о чём-то мечтать и писать стихи. Воспоминаниям того времени у меня посвящено два небольших рассказа.
http://parnasse.ru/konkurs/konkurs73/nom2kon73/bibihoi-pahnet.html
http://parnasse.ru/konkurs/konkurs01-06-16/nom2kon01-06-16/cherepaha-puteshestvenica.html
Мой город
В туманном рассвете огни потонули,
Сливаясь неспешно с румяной зарёй.
Мой город проснулся, дома в карауле
Стоят часовыми над Обью-рекой.
Холодный гранит омывает старушка,
Родившись в горах у алтайских снегов.
Резные мосты анфиладой воздушной
Сомкнули объятья её берегов.
Мой город, с годами растущий всё выше,
В стремлении к небу не так одинок.
Но помнятся мне невысокие крыши
И двориков тихих уютный мирок.
Трамвайная трель — атрибут непременный
Поры той далёкой, ушла в забытьё.
Но главная площадь пока неизменна,
И купол театра, как страж у неё.
Как в детстве далёком, стоят монументы -
Свидетели нашей истории всей,
И длинных проспектов широкие ленты
Теряются в зелени пышных аллей.
Здесь жизнь пронеслась эфемерной стихией,
Прекрасен был город и в холод, и в зной.
Видать, не напрасна сейчас ностальгия.
Волнуюсь, когда возвращаюсь домой.
Деревня детства
Высокий берег, как всегда, внезапно
Открылся взору, пройден поворот.
Забилось сердце — это и понятно:
Сюда не раз возил нас теплоход.
Дома теснятся с лесом по соседству,
Смолистый запах щедро сосны льют.
Таков "портрет" моей деревни детства -
Каникул летних сладостный приют.
Нам, городским, тогда всё было ново:
Расслышать ночью, заробев слегка,
Коровы вздох, кудахтанье за шторой,
Проснуться утром с пеньем петушка
И счёт кукушки услыхать за речкой,
И ранней пташки нежный голосок.
За домом, блея, пробегут овечки,
Галдящих уток потеснив чуток.
Деревни звуки в это время года
Ласкали слух среди других чудес,
Ведь там была прекрасная природа,
Богат дарами был сосновый лес.
Мы по утрам под солнечные блики,
Терпя укусы вредных комаров,
Несли из леса кружки земляники,
Ну, и лукошки, полные грибов.
По вечерам, когда тумана скатерть
Реки касалась, ветерок презрев,
Как на холсте, в оранжевом закате
Чернели тени стройные дерев.
А ночь спускалась словно понарошку,
Являя миру месяц молодой.
А звёзды низко — протяни ладошку,
Глядишь, она окрасится звездой.
Ах, детство, детство! Снова не напрасно
Меня привёз в деревню теплоход,
Чтоб я смогла вернуться в это счастье,
Сбежать в него от будничных хлопот.
Ю.И. Искренне тронут Вашей высокой поэзией. Спасибо, Людмила!
Ю.И. Ваше отношение к событиям в мире
на сегодняшний день и в частности — к событиям в Украине.
Л.Д. У нас в Германии тоже есть русское телевидение, которое я регулярно смотрю, в том числе и программы новостей. Поэтому я в курсе всех событий, которые происходят в мире. Но активно обсуждать эти события в больших компаниях я не люблю. Относительно Украины я испытываю боль и недоумение. Ведь для русских на протяжении многих веков не было ближе нации, чем украинцы. Они поистине являлись нашими братьями. И очень обидно, что часть украинцев, надеюсь всё-таки, что меньшая часть, отрицают наше братство, переиначивают историю, возводят в герои явных фашистов. Самое страшное, что такое настроение они пытаются навязать подрастающему поколению. Но надеюсь, что придёт время — и они одумаются. Кстати, в фирме, где я сейчас работаю в Мюнхене, коллектив интернациональный. У нас много русскоговорящих сотрудников, в том числе и украинцев. Все мы очень дружим.
Ю.И. Как это хорошо, когда за границей есть возможность общаться с людьми своего круга на родном языке. Это роднит и ещё более сближает интернациональный коллектив.
Ю.И. Поёдём далее. Людмила, а Вы говорите и читаете на немецком языке?
В школе и университете я учила английский язык. В Германии как в Макс-Планк Институте, так и в фирме все научные семинары проходили на английском языке, поэтому проблем с языком не было с самого начала. Все немцы, по крайней мере, в научных кругах, прекрасно владеют английским. Но для общения в быту пришлось выучить немецкий язык, где самостоятельно, где на курсах немецкого языка. Не скажу, что я его выучила безупречно, но читать могу, объясняться тоже, но на простые темы.
Ю.И. Спасибо, Людмила! Конечно же, в стране пребывания уже более 20 лет просто необходимо владеть языком, уважать традиции коренного населения. Быть носителем языка страны проживания – значит, уважать законы, культуру и порядки этой страны. Всё правильно.
Ю.И. Людмила, кто является Вашим первым слушателем и критиком, кто вдохновляет и поддерживает Вас?
Л.Д. Процесс стихосложения у меня достаточно долгий. К сожалению, с возрастом всё реже и реже случаются такие моменты, когда стих появляется в голове сразу. Только если произойдёт что-то исключительное. Сейчас я пишу чаще к конкурсам. После объявления темы конкурса у меня уходит довольно много времени на поиск или обдумывание сюжета. Потом дня 2-3 на написание стиха, затем столько же времени на его доработку. И лишь после этого я рискую показать стих своим родным и близким друзьям, и конечно же мужу Евгению. Но если мои родные и друзья сразу начинают высказывать свои восторги, то от мужа – большого любителя и ценителя хорошей поэзии, я чаще выслушиваю критику, причём совершенно правильную и справедливую. И если я с ним соглашаюсь, то продолжаю работать уже над теми местами, которые мужу не понравились.
Довольно часто я возвращаюсь к уже написанным стихам намного позже: через месяцы, даже годы и начинаю всё править по новой.
Ю.И. Спасибо за искренность, Людмила! Ваша ситуация с мужем сродни моей — с женой. Точь в точь. Один к одному. Иногда возникают такие жаркие споры…
И хотя жена далека от высокой поэзии, но иногда приходиться прислушиваться. Всё так.
Ю.И. А теперь, расскажите нам, пожалуйста, как к Вам приходят стихи?
В какое время суток, Вам лучше пишется.
Л.Д. Как приходят стихи, я уже рассказала в предыдущем ответе, а самое продуктивное время для их написания для меня – это раннее утро, когда голова ещё свежая и не забитая повседневными заботами.
Утреннее
Дождей тоскливых череду
Ещё не дарит, к счастью, осень.
Но по утрам туман несносен.
Спускаясь вниз с макушек сосен,
Он липко стелется в саду.
Но ветер всё же озорно
Развеет мглу смурную в клочья
И даже солнце напророчит.
Оно лучом, пока непрочным,
Заглянет медленно в окно.
Раздвинем шторы не спеша,
Впуская зябко солнца крохи,
А на столе дымится кофе.
Он разогреет быстро кровь, и
Проснётся сонная душа.
А за окном неспешно сад
Бросает щедро позолоту,
Чтоб искупить вину за что-то,
Что навевает грусти ноту
За дней прошедших невозврат.
Да, жаль, что лета миражи
На юг умчались с птичьей стаей.
А осень, нежность обнажая
И наши чувства освежая,
Притянет всё-таки дожди.
Но это мы переживём.
Ведь дождь – не повод для печали.
Он тоже шёл, когда вначале
С тобой друг друга повстречали,
Чтоб стать счастливыми вдвоём.
Ю.И. Изумительные строчки. Прекрасная и возвышенная образность. Подкупает искренность слов. Люблю такие откровения. В отличие от Вас
мне нравится ночь, когда все домашние спят.
Тишина. Чёрный кофе. Сигарета. И процесс пошел…
Ю.И. Людмила, а есть ли у Вас стихи на военно – патриотическую тематику.
Л.Д. Военно-патриотическая тема – это моя любимая тема. Не скрою, что на меня оказали большое влияние стихи о войне Владимира Высоцкого. Меня поразило, как человек, никогда не воевавший, мог так достоверно писать о том страшном времени.
Конечно, мне, тоже никогда не видевшей войны, чтобы написать про неё, приходится читать различные воспоминания участников тех событий, статьи о войне. Если меня цепляет какой-нибудь сюжет, я пытаюсь развить его в своём стихотворении, естественно, добавляя что-то своё.
На два самых удачных стиха: "Аисты" и "Солдатские вдовы", написаны песни:
http://litsait.ru/stihi/stihi-pro-voinu/aisty.html
http://litsait.ru/stihi/patrioticheskie-stihi/sodatskie-vdovy.html
Новый год под Сталинградом
(из рассказа ветерана)
Тихий вечер. Канонады
Не гремят. Наоборот.
В блиндаже под Сталинградом
Мы встречаем Новый год.
От печурки свет полоской,
От свечей чуть слышный треск,
В гильзе веточка берёзки,
Просто ёлок нет окрест.
Но украшена, как надо,
Из обёрточных чудес.
Дали к празднику "награду"-
Из пайка деликатес:
Колбасу, тушёнку, сахар
И заветные сто грамм.
Ах, какой витал там запах:
Спирта с мясом пополам!
Командир, его мы дедом
Называли, поднял тост.
"За скорейшую победу!" -
Он серьёзно произнёс.
И за то, чтоб были живы
И вернулись все домой,
Чтобы дружбу сохранили,
Закалённую войной.
Разомлели мы не сразу
От тепла речей таких.
Полились рекой рассказы
О любимых и родных.
Каждый знал, что состоится
Бой решительный на днях,
И не каждый возвратится,
Смерть геройскую приняв.
Но об этом все молчали,
Не гадали наперёд.
Просто весело встречали
Сорок третий Новый год.
Сирень
Тает ночь в рассветной тине,
Предвещая тихий день.
Будто нет войны в помине,
Да ещё цветёт сирень.
Тянет сладким ароматом.
Видно, сад там за рекой,
Лёгкой дымкою объятой.
Через час нам снова в бой.
Нервы словно кровоточат,
Но мандраж мне ни к чему.
Я, пожалуй, пару строчек
Маме быстренько черкну.
«Здравствуй, мама! На рассвете
Снова в бой. Конечно, мне
Погибать резона нету,
Ведь почти конец войне.
Знаю, молишься о сыне,
А со мною образ твой.
Если счастье не покинет,
Я вернусь к тебе живой.
Коль паду я, умирая,
Средь не наших деревень.
То прошу тебя, родная,
Посади в саду сирень.
Пусть она в момент цветенья
Из войны протянет нить.
Буду запахом весенним
С ней незримо приходить.
Но прощай, уже ракета
Ввысь, шипя, взвилась стрелой».
Я не знал ещё, что это
Для меня последний бой.
http://litsait.ru/stihi/stihi-pro-voinu/nochnye-vedmy-237380.html
http://litsait.ru/stihi/stihi-pro-voinu/reihstag-233868.html
http://litsait.ru/konkursy/2-chempionat-pojezii/4-j-tur-zhanr-patrioticheskie-stihi-tema-my-pomnim/pervyi-vystrel.html
http://litsait.ru/stihi/stihi-pro-voinu/malenkaja-uznica-konclagerja.html
http://litsait.ru/stihi/stihi-pro-voinu/iz-babushkinogo-detstva.html
Ю.И. Спасибо! Безусловно, поэзия Высоцкого заслуживает всяческих похвал и никого не оставляет равнодушными – тем более поэтов.
Я тоже рос и воспитывался на его песнях. Правда, был ещё Сергей Есенин.
Ю.И. Людмила, какие творческие люди оказали на Вас наибольшее влияние и помогли состояться Вам как поэтессе?
Л.Д. В Мюнхене довольно большой процент русскоязычного населения. Поэтому здесь выпускаются издания на русском языке. Так, в одной из местных газет, "Мюнхен-плюс", однажды объявили конкурс поэзии. К тому времени у меня было написано всего 7 стихотворений. Я, не раздумывая, послала их на конкурс. Конечно, никакого места стихи не заняли, но были напечатаны в местном сборнике. Позднее такие конкурсы устраивались ежегодно в течение нескольких лет. Я продолжала с переменным успехом в них участвовать. Конкурсный азарт захватил меня. И, конечно же, когда я освоила компьютер, познакомилась с литературными сайтами, увлечение поэзией стало частью моей жизни. Но всё же первым человеком, давшим толчок моему творчеству, я считаю Инну Саватееву, редактора газеты "Мюнхен-плюс", организовавшую тот конкурс.
Ю.И. Ответом полностью удовлетворён. Спасибо!
Ю.И. Скажите, а какие книги вы написали. Где вы печатаетесь, как можно познакомиться с Вашим творчеством?
Л.Д. В 2015 году издательством «Союз писателей», Новокузнецк, был выпущен мой первый сборник стихов «Струны памяти». Часть стихов опубликована и в журналах «Союз писателей», а также коллективных сборниках, выпускаемых этим издательством. В последнее время я активно публикуюсь в коллективных сборниках «БИБЛИОТЕКА СОВРЕМЕННОЙ ПОЭЗИИ», выпускаемых Ларисой Кузьминской – Президентом Регионального Общественного Фонда содействия развитию современной поэзии «СВЕТОЧ».
Ю.И. Людмила, Вы помните свое первое публичное авторское выступление? Когда это было? Боялись ли вы аудитории?
Л.Д. К сожалению, со стихами я выступала только в школьном возрасте. А будучи взрослой, выступала только с научными докладами на разного рода научных конференциях, симпозиумах. Признаюсь честно, каждый раз страшно волновалась и дрожала.
Ю.И. Всё так. Не переживают только мумии, а живой человек всегда подвержен переживаниям.
Ю.И. Не секрет, что многие люди пытаются писать стихи, рассказы, песни… Но не все становятся поэтами, писателями, бардами… Чтобы чего-то добиться (помимо внешних факторов) талантливым людям надо еще приложить какие-то усилия, учиться, расширять кругозор, жертвовать временем и т д- заплатить цену.
Расскажите, какова Ваша цена успеха?
Л.Д. Конечно, главное в творческом успехе — это природный талант. Но если его нет, а писать хочется, то нужно много трудиться и многому учиться, не обижаться на критику, мня себя гением, а прислушиваться к ней, внимательно читать стихи тех авторов, которые пишут лучше.
Какое-то время назад, я, считая, что пишу неплохо, но почему-то не занимаю никаких мест в конкурсах, стала критично оценивать своё творчество и поняла, что мне не хватает знаний. Я изучила учебник стихосложения. Только после этого стало что-то более-менее налаживаться. Я не считаю себя талантливой поэтессой, многие на нашем сайте пишут лучше. Я с удовольствием читаю их стихи, учусь у них. Так что помимо таланта нужен труд, ещё раз труд, самокритичность и адекватное восприятие критики со стороны других авторов.
Осенняя симфония, или этюд с каштаном
Не успели теплом насладиться –
Осень гостьей явилась непрошенной,
Запустила дождей вереницы,
Утолив своенравный каприз.
А с дождями каштаны промокшие
Стали сыпать на землю горошины.
Те, подобно подстреленным птицам,
Гулко падают, падают вниз.
Эти звуки ложатся печалью,
Безысходностью или иронией,
А надежда осталась за далью,
Вместе с летом из сердца уйдя.
Но прислушайся, и в какофонии
Ты почувствуешь ноты симфонии,
Что пыталась сыграть изначально
Осень нежно на струнах дождя.
Январский день
Январь-кудесник выстудил пейзаж,
Упрятав слякоть зимнего начала.
И речка в парке сразу замолчала,
Войдя в морозный крепкий антураж.
А вместе с ней заснули берега,
Укрывшись мягкой пышною периной.
А на берёзки лёгким палантином
Ажурный тюль набросила пурга.
Зелёных елей вычурный наряд
Вершают гордо белые папахи.
Но от крыла вдруг выпорхнувшей птахи
Они алмазной пылью вниз летят.
И долго этот снежный хоровод
Ещё висит воздушным покрывалом.
И солнце сквозь него глядит устало.
Уже на лето сделав поворот.
Но греть не греет, всё-таки январь.
Царит седой мороз за минус тридцать.
И иней оседает на ресницах,
Слегка искрясь, как истинный хрусталь.
Ю.И. Большое спасибо! Ваша поэтическая «кухня» мне близка. Не стандартные мысли поэта всегда приносят внутреннее удовлетворение. Мне очень нравится Ваша образность и метафоричность. Она неповторима и не шаблонна. Подкупает своей неординарностью и свежестью мысли. Желаю и далее радовать нас своими поэтическими находками!
Ю.И. Ваше отношение к религии.
Л.Д. У меня было пионерское атеистическое детство с полным убеждением, что Бога нет. Но я с уважением отношусь к верующим людям, интересуюсь религией, правда, скорее, в плане самообразования. Я считаю, что каждый образованный человек должен знать библейские сюжеты, чтобы, например, понимать произведения искусств, созданные на эти темы, понимать верующих людей. Путешествуя по разным городам и странам, я всегда посещаю различные храмы, любуюсь их архитектурой, наслаждаюсь иконами. Но пока полностью прийти к Богу я не могу ввиду своего материалистического образования и воспитания.
Наш дом – Земля
Погаснет ли Солнце, взорвавшись в мгновенье,
Оставив туманностей мёртвых следы,
Чтоб снова начать долгий путь возрожденья
От вспышки сверхновой до жёлтой звезды?
Закружатся вихри песчинок спиралью,
Когда-нибудь став вереницей планет,
И жизнь на одной может стать снова явью,
Пройдя миллиарды положенных лет.
Порядок событий, идущих по кругу,
Сегодня нам разумом сложно понять.
И кто во Вселенной включил центрифугу,
Кто звёзды взрывает, рождает опять?
Что Мир бесконечен, в сознанье предвзятом
Представить всегда удаётся с трудом.
И наша планета — ничтожнейший атом
В огромном пространстве, но это наш дом.
Здесь жизнь зародилась под солнечной призмой
От горных вершин до глубокого дна.
Эпохи расцвета, кошмар катаклизмов
Её сотрясали во все времена.
Погаснет ли Солнце? — волнуются люди.
Возможно. Но это случится не враз.
И пусть мы не знаем, когда это будет,
Беречь нашу Землю должны мы сейчас.
Ю.И. Благодарю, за содержательный ответ — за Ваше душещемящее откровение в стихах! Какие образы! Какая хлёсткая поэтика! Каждая строчка работает, попадая точно в цель. А вера, религия — это сугубо личное дело каждого. В этом Вы правы.
Ю.И.Пойдём далее. А что значит для Вас любовь?
Л.Д. Любовь – это, безусловно, самое главное чувство в жизни и, как поётся в известной песне, «Ну, разве можно без любви прожить?».
Cтруны памяти
Струны памяти небом хранимы
Вперекор переменам судьбы.
Словно вняв настроенью мольбы,
Ты опять мне приснился, любимый.
Ты пришёл молодой, как тогда,
Позабытое вызвав волненье,
И ушли далеко все сомненья,
Будто вспять повернули года.
А любил ты? Не знаю теперь.
Видно, нет, коли выбрал другую.
До сих пор временами тоскую.
Было больно, любимый, поверь.
Эта боль не давала уснуть,
Сколько слёз пролила я ночами,
Как страдала я, милый, вначале.
Но могла ль я тебя упрекнуть?
Без тебя научилась я жить
И с другим я сумела согреться,
Но осталось с тобой моё сердце.
Как могу я тебя позабыть?
Вьюга
Снова над городом кружится яростно вьюга,
Ветер бросает охапки снежинок в окно.
Мы потеряли с тобою когда-то друг друга,
Снегом засыпаны наши тропинки давно.
Но, было время, зима нас с тобою встречала
Чудною сказкой, вплетая в рассвет жемчуга.
Если бы только смогли мы начать всё сначала,
Не разошлись бы у нас навсегда берега.
Помнишь, как ты согревал мне озябшие руки?
Жаркими были твои поцелуи в мороз.
Верю, любовь погасить не посмеют разлуки,
Прошлое рядом со мною до боли, до слёз.
Вьюга беснуется словно одна на планете,
Всё, опаляя морозным и жгучим огнём.
Пусть мою нежность к тебе унесёт этот ветер,
Льдинки растопит холодные в сердце твоём,
Чтоб ты почувствовал, как мне сейчас одиноко,
Как я хочу к твоему прикоснуться плечу.
Ты позови из любого, любого далёка,
Я непременно к тебе сквозь метель прилечу!
Ю.И. Безусловно, о любви можно говорить много и разнообразно. И каждый будет прав по — своему. Сколько поэтов – столько и ответов. Спасибо, за чудесную, проникновенную любовную лирику!
Ю.И. Несколько стихо из философской лирики.
Философия дождя
Когда по крыше дождь осенний
Заводит дробь уже с утра -
Смутьян фатальных размышлений
О смысле худа и добра,
Ты думать станешь о свободе,
Несправедливости в природе.
Мол, жизнь — сплошные облака,
К тому ж безумно коротка.
А тяжесть хмурого рассвета,
Когда не ясно: день иль ночь,
Едва ль ты сможешь превозмочь,
Судьбу свою кляня за это.
В итоге воле вопреки
Начнёшь томиться от тоски.
Но полно. В чём вина природы,
Что в мире так заведено?
Ведь осень — только время года,
Дождями плакать ей дано.
Они, пролившись, без сомненья
Заложат зёрна возрожденья,
И через время и снега
Вновь зеленеть начнут луга.
И станет счастье вновь безбрежным,
Когда заявится весна.
Пока ж на сердце тишина,
Но зреет в нём уже надежда,
Что встанет новая заря,
И скучный дождь совсем не зря.
У зеркала
Я не желаю верить зеркалам!
В их недрах где-то молодость осталась.
Сейчас же мне непрошеную старость
Они являют с грустью пополам.
Хранит бездушно мёртвое стекло
Мою былую грацию движений.
Но почему мгновенья отражений
Мне тихо шепчут: время истекло?
Жизнь на исходе, милая мадам,
И в волосах уже густая проседь.
Приходит осень в час, когда не просят,
И слёзы льёт по прожитым годам.
Весну и лето всё же не вернуть.
Они ушли навечно в зазеркалье,
Закрывшись там в серебряном кристалле,
Откуда им назад заказан путь.
Но я отброшу этих мыслей хлам,
Не дам в душе дорогу смерти ранней
И сохраню в ней молодость желаний.
Нет, не хочу я верить зеркалам!
Ю.И. Прекрасные и очень сильные строчки — по мироощущению, по своей неповторимой эмоциональной энергетике. Видится мне, что Вы всегда заряжены оптимизмом, зрелой стойкостью, духовной возвышенностью и несгибаемой силою духа. Для поэта – это кладезь. Это то, без чего он не может существовать, дышать, любить, наслаждаться жизнью и создавать свои бесценные рукотворные творения. Спасибо за стихи!
Ю.И. Людмила! Что Вы подразумеваете под словом – СЧАСТЬЕ и о женском счастье, в частности.
Л.Д. Счастье – это когда ты и твои близкие здоровы и дружны, когда ты можешь с ними постоянно общаться, когда есть человек, на которого ты сможешь опереться, когда у тебя есть дом и любимое дело.
Зимний вечер
Что-то сумерки рано сгустились,
За окошком крепчает мороз.
Тихо тени в углах притаились,
Чуть дрожа, словно листья мимоз.
Зимний вечер. Тоска и унынье
С тишиною в потёмках сплелись,
Только угли, мерцая в камине,
Слабым пламенем вдруг занялись.
Мы ещё к ним полешек подкинем,
Чтобы стало побольше тепла,
И два кресла поближе придвинем
И укроемся пледом слегка.
В чашках чай пахнет мятой и летом,
Что нам нужно для счастья сейчас?
Помолчим о былом, о заветном,
Что случалось по жизни у нас.
О, как быстро года пролетели!
Но не пустишь же снова их вспять?
Нам осталось лишь слушать метели
И о лете с весной вспоминать.
Что нам годы с тобою, любимый!
Вместе дожили мы до седин.
В этот вечер давай у камина
С чашкой чая вдвоём посидим.
Ю.И. Уважаемая Людмила! Вашу поэзию можно сравнить с человеком, ныряющим в водоворот окружающих обстоятельств, явлений и противоречий – открытых и ранимых чувств, эмоциональных потрясений, неповторимых и не шаблонных образов, сочных красок поэтического слова, и при этом Вы обязательно стремитесь во чтобы то ни стало достичь самого дна, чтобы достать или докопаться до самой главной сути происходящего. Скажу прямолинейно: Вы очень упрямы ( в лучшем смысле этого слова) и потому очень обстоятельно и глубоко копаете. Это редкое и очень ценное качество для поэта. Возможно, наследственное, приобретённое с молоком матери.
Сердечное спасибо!
Ю.И. А теперь, такой интересный вопрос: какие тропы Вам ближе всего по восприятию и употреблению – что чаще всего применяете при написании стихов. Я говорю о метафорах, гиперболах, аллегориях, об образах, олицетворениях итд.
Л.Д. Мои стихи довольно просты. Тропы я не очень часто использую в своих стихах. Но все перечисленные Вами у меня всё же встречаются. Люблю метафору, аллегории. Я считаю, что их применение – это некий эталон мастерства в поэзии. Ими, например, славятся и нравятся стихи Людмилы Клёновой, поэзией которой я восхищаюсь.
Ю.И. Спасибо, Людмила! Не могу ни согласиться с Вами. Поэзия Людмилы Клёновой – это сладкий поцелуй Господа нашего. Это божья благодать!
В остальном, я тоже солидарен с Вами. Настоящий поэт употребляет и применяет всевозможные тропы. Разнообразие только украшает творческую кухню поэта.
Ю.И. А теперь, такой вопрос. Ваше отношение к глагольным рифмам.
Л.Д. Злоупотреблять глагольными рифмами, конечно, не стоит. Но если без них нельзя обойтись, чтобы выразить какую-нибудь мысль в стихе, почему бы и нет, если, разумеется, такие рифмы не в каждой строке. По правилам стихосложения, глагольные рифмы вполне уместно употреблять в детской и юмористической поэзии.
Ю.И. Полностью разделяю Вашу точку зрения. Рифмуя глаголы — мы обкрадываем себя, свой родной язык. Принижая достоинства и красоту других членов предложения и разнообразных частей речи.
Ю.И. А теперь, мой традиционный БЛИЦ – ОПРОС.
Отвечать только: ДА или НЕТ.
1.Вы крещёная? – Нет.
2.Вы курите? – Нет.
3.Вы можете себе позволить выпить 100 водки? – Нет.
4.Вы главком в своей квартире? – Да.
5.Вы когда – нибудь, опаздывали на свою работу?.. Нет.
6.Вы ругаетесь матом? — Нет.
7.Вы ходите на кладбище в родительскую субботу? – Не в родительскую субботу, а когда приезжаю в Новосибирск .- Да.
8.Умеете ли Вы прощать? – Да.
9.Вы можете солгать близкому Вам человеку? – Нет.
10.Вы ходите на выборы? — Да.
Ю.И. Спасибо, Людмила! Без комментариев.
Ю.И. Ваше любимое стихотворение.
Л.Д. Ещё в студенческие годы мы с подругами зачитывались стихами поэта Ильи Фонякова. Пожалуй, то стихотворение, которое мы выучили наизусть, осталось моим любимым на всю жизнь.
***
Говорите о любви любимым!
Говорите чаще. Каждый день.
Не сдаваясь мелочным обидам,
Отрываясь от важнейших дел –
Говорите! Слышите, мужчины?
Искренне. Возвышенно. Смешно.
Говорите – над кроваткой сына,
Шёпотом – на танцах и в кино.
В Вашем старом, в вашем новом доме,
В час прощаний – руки на плечах –
На перроне, на аэродроме,
Реактивный гром перекричав.
Пусть толкуют вам, что это детскость,
Пусть в стихах доказывают вновь
Истину известную, что, дескать,
Молчалива сильная любовь.
Пусть при этом поглядят с налётом
Превосходства, даже торжества –
Для чего придуманы народом
Добрые и светлые слова?
Для чего им в словарях пылиться?
Говорите! Радуйте невест
И подруг! Не бойтесь повториться:
Уверяю, им не надоест.
Чудаки, медведи, нелюдимы,
Слышите? Отверзните уста:
Нынче миру так необходимы:
Нежность, чистота и доброта!
1961
Ю.И. Прекрасное — всегда прекрасно! Без комментариев. Спасибо!
Ю.И. У Вас в квартире или на даче, проживают «друзья наши меньшие».
Л.Д. Я не являюсь любительницей домашних животных, а вот мои сестра и дочь от них без ума. У сестры в её квартире постоянно проживали то кот, то собака, а то и оба. У моей дочери Светланы в настоящее время живёт в доме кошка по кличке Киса. Когда Светлана с семьёй уезжает в отпуск, она привозит Кису нам, и мы за ней в это время ухаживаем.
Кошкина тайна
Я кошка — я простая кошка,
И жизнь, я верю, хороша,
Когда хозяйская ладошка
Мне гладит спинку не спеша.
Когда почёсывает ушко -
Восторга здесь не описать!
Но для хозяйки я — игрушка,
Она же мне — сестра и мать.
Мы часто с ней вдвоём воркуем,
Мы далеки от всяких драм.
Её кошачьим поцелуем
Бужу я часто по утрам,
Запрыгнув к ней в постель без риска.
Она не сердится, встаёт
И молочка большую миску
Мне сразу ласково даёт.
Потом, свернувшись на диване,
Я продремлю ещё полдня.
И спорю, вы найдёте странным
Узнать, что тайна у меня.
Когда уходит к ночи вечер,
Когда хозяйка спит давно,
В домах потушены все свечи,
Иду я в сад через окно.
Во тьме ночной мы все незримы,
Но кошкам темень не барьер.
В саду меня ждёт кот любимый -
Пушистый белый кавалер.
От той любви уже награда
Во мне живёт, и тем горжусь.
Но будет ли хозяйка рада,
Судить пока я не берусь.
Ю.И. Прекрасные строчки мастера своего дела. Снимаю шляпу перед вашим талантом.
Ю.И. Людмила, Вы по своей натуре – жаворонок или сова?
Л.Д. Сова.
Ю.И. Есть ли у Вас дача. Любите ли Вы цветы?
Л.Д. Живя в России, я всю жизнь мечтала о даче. Но там у нас её не было. В Германии такого понятия как «Дача» ( я имею ввиду достаточно большой участок и достаточно большой дом) нет. Но нам удалось получить так называемый Kleingarten (маленький сад), — крошечный участочек с таким же крошечным домиком, который я тоже называю дачей и умудряюсь выращивать на нём не только цветы, которые я, разумеется, люблю, но и овощи и даже плодовые деревья и кустарники.
Жаркий август на даче
Жаркий полдень. Лето вновь чудачит.
Уходить, похоже, не спешит.
В выходные мы опять на даче.
Где ж ещё раздолье для души?
От жары под сливою спасенье,
Ветерком чуть веет от реки.
Над газоном скошенным волненье:
Ищут пчёлки сладкие цветки.
Что для них пустые разговоры
Об исходе лета – ведь жара!
В удивленье сильном помидоры
На кустах краснеют на ура.
И висят, поблёскивая глянцем.
Им под стать и «яблоневый край».
Налились плоды густым румянцем –
Будет к Спасу славный урожай.
Уж давно смородина в варенье,
Земляника съедена уже.
Облепиха – чудное творенье –
Нацепила бусы оранжЕ.
Скоро снимем их, а как иначе?
Всё пойдёт в целительный компот.
Щедрым август выдался на даче,
Правда, с ним прибавилось хлопот.
Хорошо, что лето вышло долгим
И на дачу не иссякнет путь.
Примостился август на шезлонге,
Чтоб со мной в тенёчке отдохнуть.
Ю.И. Людмила, Вы верите в судьбу.
Л.Д. Скорее нет, чем да.
Вдохновение
Мне б сегодня не спать до рассвета,
Прелесть ночи по каплям испить,
Слушать шёпот волшебного лета
И ладошками звёзды ловить.
Пообщаться с луной непременно,
Рассказать, ничего не тая,
Поразмыслить о тайнах Вселенной,
Убежав от проблем бытия.
Умереть, чтобы снова родиться,
Окунувшись в галактик покой,
Став одной миллиардной частицей,
И вернуться на Землю звездой.
Вот тогда вместе с сердцебиеньем
В час, когда будут зори тихи,
На меня снизойдёт вдохновенье
И напишутся сами стихи.
Ю.И. Дорогая Людмила! Готовясь к нашему диалогу, я прочитал несколько Ваших, скажу осторожно, крайних стихотворений. Освежил свою память. Это такие как: «Прости малыш», «Первый выстрел», Орфей и лира», «Из бабушкиного детства» и др. И вот, что меня поразило и к какому я пришел умозаключению. Ваше творчество — Ваше беспокойное женское сердце — я могу сравнить с бездонным и безбрежным озером, куда впадают множество всевозможных ручейков и каналов — не всегда чистых и полноводных. Что там творится в Вашем сердце — нам не ведомо, какие происходят процессы и метаморфозы. Но вытекает всегда — один единственный: чистый и прозрачный, как слеза — ручеёк. Ручеёк добра, справедливости, жизнелюбия и чести. Ручеёк, перерастающий в огромную реку истинной славянской поэзии. Скажу проще: из грязи, мерзости и из нечистот загнивающих душ — Вы стряпаете вкусное кушанье для читателей. Для Вас честь и совесть превыше всего. И в этом, я с Вами солидарен.
Ю.И. И в заключении. Людмила, что Вы можете посоветовать нашим начинающим авторам, какие практические советы дать для того, чтобы они смогли развивать и реализовать свои таланты?
Л.Д. Начинающим авторам я бы посоветовала сначала изучить учебник стихосложения, чтобы стихи писать правильно, а не только на эмоциях. Далее, не бояться участвовать в конкурсах и выслушивать критику. И конечно, больше читать стихов, как классиков, так и лучших поэтов литературных сайтов, в том числе и нашего.
Ю.И. Большое Вам спасибо, уважаемая Людмила, что откликнулись на моё предложение дать интервью авторам и читателям ЛитСайта! Спасибо, за неподдельную искренность! Уверен, что столь детальные и обстоятельные ответы на самые разные вопросы, полностью раскрыли в Вас не только очень талантливую Поэтессу, но и всесторонне развитого и активно интересующегося жизнью Человека с интересной и насыщенной судьбой!
Начинающие свой путь на литературном поприще авторы наверняка смогут почерпнуть много нового, а уже опытные и познавшие искусство пера коллеги как минимум получат еще одного доброго знакомого, а то и больше – Друга с внушительным списком талантливых произведений.
От всей души желаю Вам продолжить творить во благо читателя и себе в удовольствие! Счастья, радости Вам! Еще раз спасибо! Да хранит Вас Господь!
Л.Д. Большое спасибо, Юрий!
Беседу вёл:
Юрий Иванов.
© Copyright: Юрий Иванов, 15 ноября 2017
Регистрационный номер № 000248878